Те, кто верит в случайность в политике, могут и произошедшее во время принятия поправки к Закону "О телевидении и радио" во втором чтении объяснить случайностью. Мол, тактика противников принятия поправки оказалась неожиданной и руководство парламента и коалиции, считая дело сделанным, не успело принять адекватные меры и обеспечить кворум. В конце концов, не хватило всего одного участника голосования и этого одного, и не только одного, всегда можно было доставить в Национальное Собрание.
С подобным мнением можно было бы согласиться, если исходить из сугубо технической стороны дела и возможности исправить допущенную оплошность в последующем. Может, так оно и будет, однако сегодня хотелось бы обратить внимание на некоторые существенные нюансы уже завершившегося этапа принятия-непринятия поправки, которые случайными никак не назовешь.
Все эти так называемые нюансы, которые, конечно, вовсе и не нюансы, обусловлены уникальностью принимаемой поправки в том смысле, что при голосовании депутаты должны были руководствоваться не обычными личными, клановыми, партийными или политическими интересами, как это у нас обычно бывает в парламенте вот уже больше 15 лет, а интересами государственными и национальными. Ее принятие, как мы уже писали, должно было стать шагом на пути дальнейшей независимости, и не только информационной. Причем в отличие от актов, принимаемых последним составом Верховного Совета, этот шаг не был ни сугубо декларативным или направленным на независимость от агонизировавшего Советского Союза или безразличной ельцинской России, а на хоть крошечную независимость от могущественных сил, давно чувствующих себя полными хозяевами в Армении и привыкших, как говорится, без проблем вытирать о нас ноги.
Эту тему мы далее развивать не будем, ибо здесь мы ее затронули лишь для того, чтобы вопреки сказанным в эти дни миллионам лицемерных, лживых и просто демагогических слов подчеркнуть: именно в этом простом факте кроется истинное объяснение всех речей и действий участников этой внешне примитивной парламентской истории. Короче говоря, поведение ее участников обусловлено степенью их зависимости-независимости от этих сил. В этом смысле отношение к предложенной поправке действительно, как точно определяла оппозиционная пресса, стало своеобразной лакмусовой бумажкой.
Руководствуясь этим единственно верным критерием, мы не можем иметь никаких претензий к так называемой парламентской оппозиции, руководители которой, будучи откровенно прозападными, связывающими свое политическое существование и карьеру с покровительством упомянутых выше могущественных сил, просто не могли не занять однозначно негативной позиции. Тем более что вся эта история, независимо от ее исхода, стала для них прекрасной возможностью продемонстрировать свою приверженность и своим хозяевам-кормильцам, и "западным ценностям". С ними все ясно.Другое дело — парламентские фракции Республиканской партии, "Процветающей Армении" и "Дашнакцутюн". С одной стороны, и здесь, казалось бы, все должно быть ясно: руководство фракций приняло политическое решение, и члены фракций, как и во всем цивилизованном парламентском мире, обязаны выполнять это решение, для чего, кстати, их и провели в парламент. В абсолютном большинстве случаев так оно и бывает. Но ведь мы уже говорили, что этот случай — особый, даже уникальный. Ведь у каждого из депутатов помимо общепартийной может быть и наверняка существует и своя степень зависимости-независимости от внешних сил, которые в предельно ясной форме высказали свое мнение о нежелательности принятия поправки.
Особо подчеркнем, что речь не идет о шпиономании или "охоте на ведьм", ибо эта степень зависимости может быть очень даже различной — от действительно платных агентов влияния до весьма распространенного у нас случая: ребенок учится в США и намерен там строить свою карьеру и, нажми родитель-депутат не ту кнопку, все — никакой карьеры в стране равных возможностей ребенку не видать. Не будем останавливаться на других вариантах зависимости-независимости: жизнь всегда богаче самой буйной фантазии. К тому же вовсе не исключено, что читатели в этом вопросе гораздо информированнее нас. Поэтому оставим персоналии и обратимся к явлениям иного характера.
На наш взгляд, ключевым моментом во всем этом законотворческом процессе стало выступление спикера Тиграна Торосяна, который после представления поправки министром юстиции Геворгом Даниеляном и вполне внятных его ответов на вопросы депутатов вдруг решил обнародовать собственное толкование поправки. Никакой логики в том, что он говорил, не было, зато очевидно было стремление "оправдаться" и приуменьшить значение принимаемой поправки. Оба эти момента сразу же были оценены и использованы оппозиционными депутатами и журналистами. Почувствовав слабинку в позиции руководства НС, они использовали ее сполна. Именно эта слабинка привела к тому, что в субботнем интервью журналисты той самой "Свободы" нагло требовали у второго лица государства обещания подать в отставку, если его слова не оправдаются, что несовместимо ни с жанром интервью, ни со статусом журналистов, если это, конечно, не журналисты "Свободы".Кстати, ту же агрессивную и вовсе не журналистскую манеру поведения сотрудники "Свободы" продемонстрировали и в прошлый четверг, когда депутат Армен Ашотян пытался заикнуться о том, что р/с "Свобода" — это частная радиостанция, финансировавшаяся до 1971г. ЦРУ. По этому поводу процитируем весьма сведущего автора: "Все сотрудники радио "Свобода" являлись фактически сотрудниками ЦРУ и при поступлении на службу давали следующую расписку: "Нижеподписавшийся поставлен в известность о том, что радиостанция "Свобода" создана ЦРУ и функционирует на его средства. За разглашение этих данных виновные будут подвергаться штрафу до 10000 долларов и тюремному заключению сроком до 10 лет".Мы, конечно, не можем утверждать, что все нынешние сотрудники армянской редакции р/с "Свобода" давали подобную расписку. К сожалению, не можем и спросить их об этом прямо, ведь мы не хотим, чтобы они платили штраф, да еще и получили бы по 10 лет. Но это и не так важно, тем более что статья посвящена не им, а нашим доблестным депутатам, о которых здесь тоже мы вынуждены были сказать лишь малую часть того, чего они заслуживают. Надеемся, повод еще представится и не раз. Да и текст расписки мы привели к сведению тех депутатов и их единомышленников вне стен парламента, которые сегодня, переживая эйфорию от "победы в борьбе за свободу слова в Армении", забывают или действительно не знают, "откуда ноги растут".