Август. Ереван. Жарко. Очень жарко. Или по крайней мере было очень жарко до недавнего времени. Но жара была не только в Ереване. Судя по всему, в Баку было даже жарче. Ведь от жары, как известно, плавятся мозги, а это было видно и невооруженным взглядом на материалы азербайджанской печати, где, в отличие от скучающей на бестемье прессы армянской, шли усиленные дебаты по карабахской проблеме.
Правда, читать эти материалы надо внимательно, поскольку зачастую эти дебаты носят настолько виртуальный характер, что не сразу и определишь их связь именно с Нагорным Карабахом. Так, например, один из бурно дискутируемых в бакинской печати вопросов — стоит ли предоставлять Нагорному Карабаху промежуточный статус в виде автономной области Азербайджана (в качестве азербайджанской трактовки понятия "компромисс") или не предоставлять, поскольку такого статуса у Нагорного Карабаха нет по. . . Конституции Азербайджана. . .
Оказывается, в политическом истеблишменте Азербайджана на этот счет есть два разных мнения. Так сказать, голуби и ястребы. Ястребы считают, что поскольку в Конституции Азербайджана об автономии в Карабахе ничего не говорится, то и предоставлять подобный статус Карабаху никак не следует. А голуби, то есть миролюбцы, полагают, что, хотя в Конституции Азербайджана по этому поводу ничего не говорится, Карабаху надо предоставить статус автономии в границах бывшей НКАО с целью спутать армянам все карты в преддверии президентских выборов в Армении. . .
Очевидно, что в Баку в августе действительно было очень жарко, иначе нашелся бы хоть один трезвый голос, который бы напомнил, что у Нагорного Карабаха есть своя Конституция и что азербайджанские политологи могут с таким же успехом полемизировать на тему предоставления статуса автономии Новой Зеландии, к примеру. . . И что, прежде чем дискутировать на эту тему и делиться на два противоборствующих политических лагеря, не грех было бы задаться вопросом: а волнует ли вообще хоть как-то Конституция Азербайджана и то, что в ней написано, народ Нагорного Карабаха?
Но такого политолога, по крайней мере в августовскую жару, в Баку так и не нашлось. Не нашлось потому, что широко шагающий Азербайджан давно уже живет в виртуальном, надуманном мире, где могут серьезно полагать, что нынешняя и будущая судьба Нагорного Карабаха зависит от того, что написано или не написано в азербайджанской Конституции. И это неудивительно. Чего можно ожидать от политологов страны, президент которой требует исключить из энциклопедии армянские фамилии (например, статью про Мартироса Сарьяна или про эпос "Давид Сасунский") и утверждает, что нет такого города под названием Степанакерт. А дурной пример, как известно, заразителен, особенно когда это барская придурь. . . Вот и обсуждают серьезно азербайджанские политологи, нарушать им Конституцию Азербайджана, предоставляя Нагорному Карабаху статус автономии, или не нарушать.
С одной стороны, это, конечно, проблемы Азербайджана. Чем бы дитя ни тешилось. . . Однако эта полемика свидетельствует и о том, насколько в реальности далеки мы от окончательного урегулирования конфликта, что бы там на этот счет ни говорили посредники-оптимисты и как бы искренне они ни старались.
Недавно, например, представители Госдепа США Мэтью Брайза и Дэниел Фрид попытались несколько остудить разгоряченные мозги азербайджанских политологов. Первый говорил о том, что Нагорный Карабах может быть независимым, и о том, что решать это народу Карабаха, а второй говорил о проблемах для Азербайджана, если конфликт не будет урегулирован, и о крахе для Азербайджана, если он попытается решить конфликт силой. . . Полагаем, оба политика настроены к Азербайджану вполне дружественно и говорили это, искренне желая блага азербайджанскому народу.
Вы думаете, до них дошло? Абсолютно. Они продолжают обсуждать проблему соответствия автономии Карабаха Конституции Азербайджана и требуют осудить Полада Бюльбюльоглы за его визиты в Армению и Нагорный Карабах. . . Правда, пока непонятно — по какой статье. Наверное, за измену родине. . . И ни один трезвый голос в Азербайджане не говорит сегодня внятно о том, что именно сейчас, в эти дни Баку упускает реальный шанс выгодного для себя урегулирования.