Логотип

ПРОГНОЗЫ ПРОГРАММЫ: УДОВЛЕТВОРЯЮТ ЛИ НАС ОНИ?

Согласно обнародованному на днях прогнозу экспертов Всемирного банка, население Армении к 2025 году сократится на 6%, или в конкретных цифрах — на около 200000 человек. Не будем подвергать эти цифры сомнению, попытаемся их осмыслить.
Прежде всего, посмотрим, что, согласно прогнозам тех же экспертов ВБ, ждет другие государства постсоветского пространства в 2025 году. Сократится население России — на 12%, Украины — на 24%, Беларуси — на 14%, Грузии — на 17%, Литвы — на 11%, Латвии — на 13%, Молдавии — на 7%, Казахстана — на 2% и Эстонии — на 9%. С другой стороны, увеличится население Узбекистана — на 9, 3 млн чел. , Таджикистана — на 2, 6 млн, Туркменистана — на 1, 6 млн, Азербайджана — на 1, 5 млн, Кыргызстана — на 1, 3 млн человек.
Отмеченные тенденции в целом не противоречат процессам динамики населения, проявившимся еще в последние десятилетия Советской власти, когда прирост населения в Среднеазиатских республиках и Азербайджане почти в 2 раза превышал темпы роста европейской части СССР и в 1, 5 раза — Армении. Однако тогда речь шла о темпах прироста и, в частности в отношении Армении никаких прогнозов убыли населения и быть не могло. Почему рухнули прогнозы, составляемые в 70-80-е годы на конец века, объяснять нет необходимости. И нынешнюю ситуацию и прогнозы экспертов ВБ имеет смысл сравнивать с их же прогнозами начала и середины 90-х годов.
Они, конечно, совпадают, так как, когда имеешь дело с такими могущественными организациями, как ВБ или МВФ, понимаешь, что между такими понятиями, как "прогноз" и "программа" у них различие чисто символическое, как говорится, "кто делает погоду, в метеопрогнозах не нуждается".Вспомним, как точно сбывались-выполнялись прогнозы и программы этих авторитетных международных организаций, предсказывавших-планировавших 100-тысячную эмиграцию из Армении в 1994-1995гг. и 50-тысячную в последующие годы. И трудно было бы предположить иное, поскольку главным инструментом достижения необходимых показателей были сформированные ими же с этой целью изначально криминальные и коррумпированные (и поэтому, безусловно, послушные) власти Армении, "успешно" проведшие либеральные реформы, в частности грабительскую приватизацию, выталкивавшие из страны десятки тысяч вполне трудоспособных людей ежегодно.
Но времена меняются. И сегодня ВБ говорит только о 6%, или только о 200000 человек за 20 лет, или о менее чем 10 тысячах человек в год.
Заметим, что это самый низкий (в смысле самый лучший) показатель из всех бывших советских республик, естественно, кроме Среднеазиатских (с преобладающим мусульманским населением). Здесь же заметим, что среди этих стран у Азербайджана практически самый худший положительный показатель — 1, 3 млн человек. Странно, что эксперты ВБ прогнозируют столь низкий прирост в ближайшие 20 лет, хотя именно эти годы вроде бы должны стать периодом экономического процветания Азербайджана, который, правда, закончится даже раньше 2025 года вместе с источником этого процветания — запасами углеводородов. Может быть, предвидя возможную катастрофу, ВБ сознательно занижает количество населения, которое неизвестно чем и как придется кормить?
О соседней Грузии отдельно говорить здесь нет необходимости: указанная цифра в целом близка к ожидаемой, однако обратим внимание на то обстоятельство, что самые высокие, поистине катастрофические проценты, убыли населения эксперты ВБ прогнозируют для стран, переживших "цветные" революции: Украина — 24%, Грузия — 17%. Последний в своем ряду Кыргызстан. Невольно возникает подозрение: не являются ли эти революции частью глобального проекта, итоги которого отражены в прогнозе?Те, кто доживет до 2025 года, смогут убедиться в верности прогнозов экспертов ВБ, в частности относительно России — 12%. Этот вопрос особенно интересен, так как именно в этом случае мы, возможно, сможем наблюдать уникальный в постсоветской практике феномен — резкое различие между прогнозом и проектом экспертов ВБ. Ибо буквально на наших глазах руководство России предпринимает успешные попытки переломить, казалось бы, незыблемые негативные тенденции (в случае продолжения которых и указанные экспертами 12% выглядят как чрезмерно оптимистические) , последовательно проводит жесткую политику в области демографии и иммиграции, которая, возможно, уже в самом ближайшем будущем даст свои плоды. Трудно сказать, что будет через 20 лет, однако если формирующаяся политика будет стабильно продолжена преемниками Путина, то с большей долей уверенности можно предсказать, что эксперты ВБ будут посрамлены.
Этот пример поучителен и для нас. Мы не можем допустить, чтобы и в нашем случае прогноз оказался проектом. Мы и так уже потеряли слишком много в первые годы независимости, так много, что даже вроде бы позволительные на этом фоне 200 тысяч за 20 лет отныне более чем непозволительны. Более того, нас не могут удовлетворить те же 200 тысяч со знаком плюс.И это вовсе не утопия. В последние годы наблюдаются определенные сдвиги в до этого, мягко говоря, безнадежных показателях демографической и эмиграционной динамики. Но вот и в них намечается пусть и робкий, но уверенный перелом и, главное, стабильные тенденции. Так, в январе-июне 2007г. , по результатам зарегистрированного в республике показателя естественного прироста и сальдо миграции, численность постоянного населения с начала года увеличилась на 0, 8 тыс. человек, а по отношению к 1 июля 2006г. — на 4, 3 тыс. человек и составила 3223, 7 чел. В январе-июне 2007г. зарегистрированы 18114 родившихся. Прирост показателя по сравнению с тем же периодом 2006г. составил 3, 0%.
Эти цифры, конечно, далеки от желательных, но тенденция наблюдается. А вот на днях начальник Управления по миграции и беженцам при правительстве РА Гагик Еганян озвучил такие цифры: "Если в конце 90-х годов, до 2002г. , число уезжающих на 30-40 тысяч превышало число приезжающих, то сегодня картина другая. В прошлом году положительный остаток составлял 21 тысячу 500 человек. В предшествовавший год впервые было зафиксировано положительное сальдо — 2 тысячи 718 человек". Что ж, простая арифметика свидетельствует, что при сохранении нынешних тенденций "положительные" 200 тысяч могут появиться у нас совсем скоро.
А теперь представим, с какими цифрами мы могли бы иметь дело, если бы в стране хоть немного, но реально поднялся жизненный уровень, если бы хоть немного, но ощутимо снизился уровень коррупции, если бы хоть немного, но необратимо утверждались законность и справедливость? Если бы, в конце концов, у государства была хоть какая программа по повышению рождаемости и наведению порядка в родильных домах.
У нас свои национальные и государственные цели и задачи, и мы не можем допустить, чтобы неприемлемые для нас прогнозы обернулись воплощенной в жизнь программой.