Директор Службы внешней разведки (СВР) России Сергей Нарышкин сообщил о переброске тысяч террористов из Сирии в зону конфликта в Карабахе. По словам руководителя пресс-бюро СВР РФ С. Иванова, в зону конфликта активно подтягиваются наемники из воюющих на Ближнем Востоке международных террористических организаций, в частности, «Джабхат ан-Нусра», «Фиркат Хамза», «Султан Мурад», а также из экстремистских курдских группировок.
ПРИЧЕМ РЕЧЬ ИДЕТ О СОТНЯХ И УЖЕ ДАЖЕ ТЫСЯЧАХ РАДИКАЛОВ, рассчитывающих заработать на новой Карабахской войне». Напомним, что в этой связи президент Республики Арцах Араик Арутюнян призвал сформировать международную антитеррористическую коалицию.
О том, как все это может повлиять на ход войны, развязанной азербайджано-турецким тандемом против Арцаха, рассказал в беседе с корр. «ГА» известный израильский публицист Авигдор ЭСКИН.
«Речь идет о нескольких группировках исламских радикалов, имеющих прямое или косвенное отношение к Турции, — отмечает А.Эскин. — Все это делается в соответствии с давнишней традицией Османской империи, когда бросали в пекло боя представителей меньшинств. В данном случае это арабы и прочие участники войны в Сирии, чуждые для Южного Кавказа элементы. Эрдоган стремится к максимальной активизации этих боевиков. Он не спешит рисковать жизнью своих солдат, а вот направить против армян напившихся крови террористов — затратная, но менее рискованная для него и его режима операция. Так же рассуждает и президент Алиев. Напомню, что более 90% террористов, пополнивших в Сирии ряды воюющих против Асада, проходили туда через территорию Турции. Это касается и извергов ИГИЛ и различных отпрысков «Аль-Каиды». Речь идет о людях, совершавших чудовищные акты жестокости. Справедливости ради добавим, что есть и относительно умеренные группировки, получавшие поддержку от Турции. Но в нашем случае мы имеем дело с худшими извергами рода человеческого, в самом прямом смысле».
Однако, по словам Эскина, эти персонажи не страшны Вооруженным силам Карабаха. «При той силе артиллерийского огня, которую мы наблюдаем сейчас, у этих боевиков нет шансов отличиться, — продолжает А.Эскин. — Армянская сторона готова отразить их попытки нападения. Между тем сам факт появления террористических группировок меняет картину. Это прямое участие Турции в войне. Хочу обратить внимание и на другой важнейший аспект. Если до этого конфликт в Карабахе носил территориальный и этнический характер, то с появлением авангарда международного исламистского терроризма мы становимся свидетелями перехода в фазу религиозного противостояния. В регион прибывают суннитские джихадисты. Никто не может предсказать, как это скажется на светской власти Алиева, на шиитском большинстве в Азербайджане. Как отреагирует Иран, для которого эти силы являются откровенно вражескими. Можно точно сказать, что интересы Москвы оказываются тут под угрозой. В последние 20 лет Россия делала все, чтобы погасить конфликты на почве пробуждения джихадизма на Кавказе. И вот Турция снова приносит эту угрозу. Не стоит забывать и территориальную близость Дагестана».
НЕ ИСКЛЮЧЕНО, СЧИТАЕТ А.ЭСКИН, ЧТО С ЭТИМ СВЯЗАНА сдержанно благосклонная к Армении позиция Тегерана, несмотря на вчерашнее заявление Али Акбара Велаяти (главного советника по внешней политике лидера Исламской революции Хаменеи), призвавшего Армению «вернуть оккупированные части Азербайджана» с оговоркой, что «вопрос не имеет военного решения — только политическое».
«Политическое руководство Ирана, во главе с президентом Рухани занимает последовательно конструктивную позицию по отношению к своим армянским соседям, — продолжает Эскин. — Согласно публикациям в зарубежных СМИ, в первые дни войны через Иран было доставлено несколько важных грузов в Армению. Однако дальше случилось следующее: азербайджанцы, составляющие 20-25% населения Ирана, вышли на демонстрации в Тебризе с требованием поддержать Азербайджан, и власти страны не могут совсем с ними не считаться. Тем не менее традиционная конкуренция с Турцией, нелюбовь к режиму Алиева и прибытие открытых врагов Тегерана, чтобы воевать на стороне Баку, — все это приводит к определенному балансу. Вообще на позицию Ирана следует обращать пристальное внимание, ибо он будет играть роль в конфликте…»
