Логотип

ПУСТЬ НАРОД ВЫСКАЖЕТСЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ

Полиция Армении распространила заявление в связи с акцией протеста против эксплуатации Амулсарского месторождения, в ходе которой граждане перекрыли проспект Баграмяна, а правоохранители были вынуждены применить силу.

«НУЖНО ПОМНИТЬ, что у каждого из нас есть как права, так и обязанности. Настало время верховенства закона, все равны перед законом. Поэтому нет необходимости блокировать дороги, отказываться выполнять законные требования полиции и вешать неприемлемые ярлыки на сотрудников полиции» — говорится в заявлении.

Это, конечно, очень странное послание, особенно в контексте методов, которые применялись нынешней властью на пути к власти и, собственно, уже после прихода к ней. Но не будем в тысячный раз напоминать о действиях Никола Пашиняна и его команды, не будем снова указывать на несоответствие совершенно справедливого постулата «все равны перед законом» противоправной акции по блокированию судов, инициированной премьером. Не будем в очередной раз зацикливаться на подходах нынешней власти в духе «нам можно —  вам нельзя, одним можно — другим нельзя» и демагогических аргументах в пользу такого подхода. Что, безусловно, никоим образом не коррелируется с «верховенством закона». Давайте по существу.

Премьер Пашинян в своих публичных выступлениях неоднократно говорил о том, что после «бархатной революции» в стране все решает народ, власть принадлежит народу и это не обсуждается. «Решает не правительство, а народ», — заявлял Пашинян. Прекрасно.

На сегодняшний день в общенародной повестке как минимум два наиважнейших вопроса, по которым власть и общество должны прийти к общему знаменателю: Стамбульская конвенция и Амулсар. Иные эксперты в этой повестке упоминают и Арцах, с чем невозможно согласиться, ибо народ давным-давно высказал свою позицию по Арцаху и ни одно правительство не в состоянии ее изменить. Так что здесь говорить не о чем.

ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ Стамбульской конвенции и Амулсарского золотоносного рудника, позиции власти и общества не совпадают. Власть очевидно выступает за ратификацию конвенции, а по поводу Амулсара премьер высказался, дав карт-бланш на его эксплуатацию. Народ в своем большинстве (и это доказывают многочисленные опросы, петиции, акции протеста и т.д.) выступает против ратификации конвенции и против эксплуатации рудника. При таком раскладе заявлять, что «настало время верховенства закона, поэтому нет необходимости блокировать дороги», — песня совсем из другой оперы. Равно как и отдельные доводы, дескать, «если премьер сказал, что Амулсар — это не вредно, а даже полезно, давайте ему верить». Извините, но «веришь не веришь» — категория времен инквизиции, а Пашинян не Санта-Клаус. И если в «новой Армении» власть действительно принадлежит народу, или «агоре», как говорит премьер, то «агора» — это не что иное, как референдум.

Например, в цивилизованной Швейцарии по любым, куда менее значимым поводам, чем конвенция с гендерными и ювенальными минами или рудник с экологическими минами, проводятся референдумы. Оставить или снести то или иное старое здание, нужны ли обществу «социальные детективы», которые следили бы за злоупотреблениями в сфере социальных выплат, какому праву — национальному или международному — дать верховенство в стране, ввести ли повсеместный гарантированный ежемесячный минимальный доход и т.д. — все решается на референдуме. Любые инициативы власти, партий, оппозиции, предполагаемые изменения в законах, нововведения в той или иной сфере, любые спорные вопросы выносятся на референдум.

ПУСТЬ И НАША ВЛАСТЬ инициирует проведение референдума, поставив вышеозвученные два вопроса (Стамбульской конвенции и Амулсара) на общенародное обсуждение. Тогда (перефразируя заявление полиции) можно будет сказать, что у каждого есть не только обязанности, но и права. И тогда у граждан не будет необходимости блокировать дороги, а премьеру — терзать себя бесконечными «лайвами», заверяя, как он любит, гордится и преклоняется перед народом. Поверьте.