На серьезные военные действия Баку еще долго не решится, заявил в интервью «ГА» член Российской ассоциации международного права, публицист, кандидат юридических наук Денис ДВОРНИКОВ
— Г-н Дворников, как вы оцениваете сложившуюся накануне трехсторонней встречи в Петербурге ситуацию и что, по-вашему, можно ожидать от встречи Путин — Саргсян — Алиев, которую иные политологи характеризуют как «навязанный формат», утверждая, что ОБСЕ «умывает руки», а Россия и Азербайджан «пришли к какой-то договоренности»?
— Я не думаю, что у России с Азербайджаном могут быть какие-то серьезные договоренности, направленные против Армении. Такие заявления попахивают пропагандой. Нужно понимать, что современный Азербайджан — это несамостоятельная и искусственная политическая конструкция. Республика в течение всего постсоветского периода является объектом игр крупных держав и Турции. Это поле социальных экспериментов, территория, скажем так, серых схем, где пересекаются интересы США, Европы, Израиля, а также стран Ближнего Востока. Поэтому «договоренности» с Азербайджаном — это сложные игры со всеми «акционерами» нефтеносной территории. В российском МИД сидят вовсе не дураки. Они уже много раз убеждались, что само словосочетание «договоренности с Баку» звучит несерьезно. Задача у России одна — предотвратить новые вспышки на границе Азербайджана и Нагорно-Карабахской Республики. Но, к сожалению, разные правящие в стране кланы видят решение этого вопроса по-разному. В том числе и сквозь призму собственных заработков
— Какова, по-вашему, на данный момент фактическая ситуация по карабахскому урегулированию и возможные сценарии в ближайшем будущем?
— Если речь о краткосрочной перспективе, то Армии обороны НКР нужно настраивать свои зенитки на отлов беспилотников, а также покрепче организовать защиту территории. Дело в том, что у Азербайджана есть «добрая традиция» устраивать провокации накануне каждого этапа переговоров по урегулированию конфликта. В среднесрочной перспективе напряженность сохранится.
— О необходимости внедрения механизмов расследования инцидентов на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана говорится уже давно, но конкретных шагов не делается. Почему? И кому выгодно тормозить процесс?
— Что ж, международные расследования — это долгий процесс. Заявки рассматриваются годами. Нужно нанимать серьезные международные адвокатские конторы, задействовать специалистов, в том числе и российских, которые имеют большой опыт работы с Европейским судом по правам человека и другими международными инстанциями. Я не думаю, что речь идет о выгоде. Полагаю, что нужно активнее и профессиональнее действовать в этом направлении.
— В плане армяно-российских отношений после апрельской войны сложился объективно довольно напряженный общественно- психологический фон, создающий, к сожалению, благодатную почву для всякого рода сознательных и неосознанных провокаций и нагнетания ситуации, когда все валится в одну корзину — продажа Россией оружия Азербайджану, реакция МИД РФ на факт памятника Нжде, соглашение по объединенной системе ПВО и т.д. Вы согласны с тем, что проблема существует, и если да, то как ее нужно решать?
— Решить проблему можно одним способом… Армянская община России должна, наконец, прийти в себя, создать реально работающую структуру, объединив усилия с самым многочисленным народом страны — с русскими, которые сегодня являются «политическим меньшинством» в собственном доме. У армян России огромный потенциал, но он полностью разрушается из-за внутриобщинных дрязг, лени, алчности… Содержательная работа заменяется застольями, тогда как инициативы неравнодушных представителей общины гасятся на самом раннем этапе. А ведь неравнодушных много! Это и устроители благотворительного аукциона ВИВА, и Русско-армянское содружество, и отдельные граждане, которые жалуются мне, что не могут получить поддержку от соотечественников. Поехать на войну добровольцем — это очень важно, это ценно. Но надо еще и вести будничную повседневную работу. Тогда все отношения будут прекрасными, и никто не посмеет продавать оружие, которое будет стрелять в союзника. Никто не будет предъявлять претензии по поводу памятников, потому что получат своевременную информацию об истории народа, и так далее. Но пока я, увы, не вижу никаких намеков на улучшение ситуации. Община деградирует со страшной силой. Армянам России нужно бить в набат…
— После апрельской войны все как будто ждут новой агрессии со стороны Азербайджана и новой войны едва ли не со дня на день. Это реально? И если в апреле основной целью агрессии Азербайджана в отношении НКР была, скажем так, разведка боем, то каковы теперь могут быть его намерения?
— Безусловно, со стороны Азербайджана будут обстрелы, локальные обострения, вылазки. На более серьезные военные действия Баку еще долго не решится, поскольку всем понятно, что арцахцев и добровольцев сдержать на этот раз не получится и война неизбежно переместится на территорию Азербайджана. А это невыгодно ни одному из крупных игроков. В долгосрочной же перспективе я вижу Арцах самым спокойным местом в Евразии, куда приедут жить многие русские, украинцы и другие христианские народы, которым не будет житья на своих исторических территориях. Речь идет о 2030-40-х годах. Пусть не удивляет такой прогноз. Это личная интуиция и приглашение к моделированию будущего республики…
