Логотип

АНГЛИЙСКИЕ КАНИКУЛЫ

Начну с того, что ни мне, ни уж тем более подданному Соединенного Королевства и моему старинному другу Роджеру Армстронгу, пригласившему меня провести в Англии короткие каникулы (всего-то 12 дней) , и в страшном сне не могло присниться, через какие трудности и испытания придется пройти, дабы получить визу в Посольстве Великобритании в Армении. Между тем банальная бюрократическая рутина обернулась затяжной многосерийной эпопеей с элементами трагикомедии и даже мелодрамы, подробности которой, безусловно, заслуживают отдельной публикации. . . Каким будет финал и состоится ли моя поездка, я не знала до самого последнего момента. Месяц сплошной нервотрепки, очередное интервью в посольстве, назначенное буквально за день до вылета, штамп в паспорте, лихорадочные сборы в дорогу. . . и вот наконец самолет British Airways совершает посадку в лондонском аэропорту Хитроу. . .
Ангелы на дорогах
"Англия! Англия в весенний день с ее серым небом, с ее пронизывающим ветром. А люди? Толпы, с такими же, как небо, серыми лицами, чем-то встревоженные, озабоченные. А дома? Отвратительные стандартные серые дома, точно большие, повсюду разбросанные курятники. . . "
Как только мы вышли из лабиринта огромного аэропорта и автомобиль помчался по трассе, мне вспомнилась эта выдержка из романа Агаты Кристи, которым я зачиталась, коротая время в полете. . . Но до чего она не соответствует моим первым впечатлениям об Англии, точно написано совсем о другой стране! И это при том, что было и "серое небо" и "пронизывающий ветер", и к тому же лил проливной дождь. Что до людей, то уж мне во всяком случае запомнились улыбчивые, вполне дружелюбные лица — вовсе не серые, не встревоженные и не озабоченные. . . А еще бурная яркая зелень лесов и чудесная природа, которой мне довелось еще не раз восхищаться, путешествуя по Англии. . . Понравилась мне и английская архитектура — старая, конечно, а не новая.
Грех не сказать и об английских дорогах, к которым не придерется даже самый зловредный критик. Прекрасные, надо признать, дороги и никаких пузатых гаишников, караулящих в придорожных кустах незадачливых автомобилистов. Вот уж точно англичане не поймут наших анекдотов про гаишников — от подобного атавизма, равно как от взяточничества на дорогах, они давно избавились. Везде на трассах установлены грозные камеры контроля скорости, фиксирующие малейшие нарушения. Наказание за превышение скорости жесткое. Пара предупреждений по почте, а следом вы автоматически лишаетесь лицензии и права садиться за руль в течение трех лет. "А что будет, если водить машину без лицензии?" — спросила я Роджера. "Тюрьма и небо в клеточку как минимум на полгода", — ответил он. Что ж, англичане навели порядок на своих дорогах — вы бы видели, с какой трепетной осторожностью здесь водят машины! Никому неохота лишаться прав и уж тем более садиться в тюрьму. Кстати, особо ретивые автомобилисты, впадающие в экстаз от скорости, обзаводятся специальным устройством, весьма популярным нынче в Англии. Называется оно Angel road (ангел дороги). . . Как только вы превышаете заданную на данном участке трассы скорость, этот самый ангел-хранитель препротивнейшим гнусавым голосом приводит вас в чувство. . .
New Forest — колорит провинции
Национальные парки Великобритании охватывают примерно 7% территории страны и охраняются государством. Один из национальных парков, или так называемых королевских лесов, — New Forest, расположенный в графстве Хэмпшир, взят под охрану аж в 1079 году.
Здесь вы не увидите никаких заводов, никакой промышленности — только бесконечные леса, ухоженные пастбища, уютнейшие деревни с частными коттеджами и многочисленными парковыми зонами и зонами отдыха. Здания в основном двухэтажные, максимум — трехэтажные. Это провинциальная Англия. . . В одной из таких деревень — деревне Редлинч жила и я.
Честно говоря, язык не поворачивается назвать места, подобные Редлинчу, деревнями, ибо по сути каждая из них — маленький, аккуратный, чистенький город, отмеченный типичной староанглийской архитектурой. Никакого модерна и при этом все блага цивилизации. . . Здесь, выйдя за ворота собственного дома, на каждом пригорке или полянке можно встретить оленей, лисиц и прочую симпатичную живность. Причем дикие животные совершенно не боятся людей. . .
Что приятно поразило в провинциальной Англии — так это тишина и чистота. Чистота везде действительно идеальная — органы местного самоуправления следят за тем, чтобы мусор убирали регулярно. Каждая семья в аккуратно перевязанном пакете выставляет мусор за ворота, а машина регулярно его забирает. Подобная услуга, включая уборку дорог и ряд других коммунальных услуг, обходится жителям около 100 фунтов стерлингов ежемесячно. Это локальный налог сверх положенных 20% налога от доходов, выплачиваемых англичанами ежемесячно.
Скажу, что доход среднестатистического гражданина Великобритании составляет от 10000-20000 фунтов стерлингов в год. При этом медицинское обслуживание и образование бесплатное. Речь, разумеется, не идет о частных клиниках или частных учебных заведениях, таких, к примеру, как Итон, где пестуется будущая элита, которой предстоит впоследствии занимать ключевые посты в управлении государством. . . Однако вернемся вопросу о чистоте и тишине.
Я долго пыталась сподобить своего друга Роджера напрячь фантазию и представить ситуацию, при которой жители Редлинча не платили бы локального налога, а мусор бы не убирали. Столько фантазии у него не оказалось. Что же касается тишины, то, к чести англичан, они с большим уважением относятся к праву на покой своих соотечественников. Вы нигде не услышите гремящей на весь околоток музыки (из паба, ресторана, клуба или чьего-то дома) или громкого разговора. Вот сейчас я пишу эти строки и время уже за полночь, а злополучный ресторан "Парвана", расположенный в районе Разданского ущелья, гремит на всю округу оглушающим рабисом. Ничего подобного в Англии и представить нельзя.
Роджер рассказывал, что на расположенной неподалеку от его дома молочной ферме включали днем музыку, которую было слышно соседям. Так те пожаловались префекту округа — и безобразие тут же прекратилось раз и навсегда. Любопытно, что в Англии, даже в общественном транспорте, в поезде вы не услышите громкой речи или врубленной водителем на полную катушку музыки. Там везде висят таблички с просьбой "отнестись с пониманием к другим пассажирам и не использовать мобильные телефоны, громкую связь и музыку в столь peaceful place" (спокойном месте). Речь, повторюсь, идет об общественном транспорте — сравните с нашими маршрутками, где водитель внаглую окуривает пассажиров дымом сигарет, несмотря на запрет, вывешенный у него же перед носом, и отупляет децибелами радио, включенного на пределе громкости. А ведь тут не нажалуешься, мол, мы — бедная страна, ибо, если для того, чтобы обзавестись такими дорогами, как в Англии, нужно иметь серьезные финансы, то для того, чтобы относиться друг к другу с уважением и вести себя культурно, денежных инвестиций не нужно вовсе. Вообще ничего не нужно, кроме осознания себя частью культурной нации. . .
В Англии в большинстве общественных помещений, равно как и в транспорте, запрещено курить, и все свято придерживаются закона — дымят на улице, в придорожных кафе. Водители автобусов (все как один одетые в униформу — белую рубашку, черные брюки) во время перерыва тоже выходят покурить на улицу. Не могу удержаться, чтобы не продолжить тему транспорта — уж очень порядок в этой сфере впечатляет. Вам нет нужды часами дожидаться автобуса, гадая, когда он появится, — на всех остановках висит расписание, которое выполняется минута в минуту. Если вы прочли в расписании, что такой-то автобус должен подъехать, скажем, в 11. 31, то он подъедет именно в это время — не раньше, не позже. А когда вам нужно выходить, то нет нужды орать на весь салон "варпет, стех кангни", ибо кресла снабжены соответствующими кнопками, нажав на которые вы даете водителю знать, где вам нужно сойти. Между прочим, я в первый раз оконфузилась — просто встала, подошла к двери, а водитель, видно оказавшийся телепатом, остановился именно там, где мне нужно, при этом, однако, сказав: "Мадам, но вы не нажали на красную кнопку". . .
Солсбери и загадочный Стоунхендж. . .
От Редлинча до города Солсбери с его знаменитым собором — самым выдающимся шедевром британской соборной архитектуры ХIII века — полчаса пути на автобусе. Мне очень понравился и сам город — уютный, чистый, весь будто пропитанный историей, и великолепный Солсберийский собор. . .
В 1220 году епископ Сарума покинул страдающий от нехватки воды старый город и основал Нью-Сарум, нынешний Солсбери. Почти сразу же началось строительство собора, возведенного в 1265 году в типичном раннеанглийском стиле. В 1315 году шпиль его башни был поднят на высоту 123 метров, и это самый высокий шпиль в Британии. В капитуле собора хранится оригинал Великой хартии вольностей (Magna Harta) 1215 года, заложившей основу демократии в Европе и послужившей базой для создания конституций многих стран. Кстати, данный исторический документ, среди всего прочего, учредил процедуру суда присяжных. Здесь же мы увидели старейшие в Европе работающие башенные часы 1386г. , не имеющие циферблата и отмеряющие время только колокольным звоном.
По счастью, в Солсбери очень мало новых зданий, выбивающихся из общего архитектурного стиля города, — в общем-то можно сказать, что их практически нет, поэтому город производит впечатление гармоничного целого — и в смысле архитектуры, и в смысле атмосферы "старины глубокой", которой дышат его узкие улочки, мосты через реку и даже парки. А между тем здесь куча развлекательных заведений — кафе, в которых можно посидеть и понаблюдать за жизнью города, туристами и горожанами, неспешно прогуливающимися с собаками. Англичане обожают собак — редко кто не держит домашнего питомца, а иногда даже двух-трех.
Ну а неподалеку на равнине Солсбери находится один из самых загадочных доисторических памятников в мире — Стоунхендж, что в переводе означает "висячий камень". Это большое круглое мегалитическое сооружение, строительство которого, по мнению ученых, началось за 2800 лет до н. э. Недавно астрономы выдвинули гипотезу, по которой Стоунхендж является не чем иным, как доисторическим вычислительным механизмом, астрономическим календарем или астрономическим калькулятором. Но единой теории, объясняющей загадочное и легендарное прошлое Стоунхенджа, пока нет. Что это — священный могильник или доисторическая обсерватория — ученые так и не докопались до истины. . .