Логотип

ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ О ПАДЕНИИ ШУШИ…

5 ноября 2020 г. президент Республики Арцах Араик Арутюнян сделал запись на своей странице в FB. В этой записи была выражена благодарность герою Арцаха Сейрану Оганяну, а также присутствовало сообщение следующего содержания: «Шуши – это самое большое наследство, которое мы получили от дедов, и должны передать поколениям». Спустя считанные дни пресс-секретарь президента Ваграм Погосян, по сути, объявил, что город Шуши уже не армянский. В Ереване поначалу даже возникли подозрения, что азербайджанцы взломали страницу Погосяна в FB. Потом появилась вторая запись о том, что никакого нападения на страницу не было и что «цепь неудач говорит, что город Шуши полностью вышел из-под нашего контроля». Слова Погосяна подтвердил в то время советник президента Давид Бабаян.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ АРУТЮНЯН И БАБАЯН В ЧИСЛЕ ВОСЬМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА второй армянской республики проходят обвиняемыми в военном суде Азербайджана, где фальсифицировано все – от предъявленных обвинений до показаний свидетелей.

21 мая 2020 г. инаугурация президента Республики Арцах впервые состоялась в городе-крепости Шуши. Выбор места был согласован с Пашиняном, который весьма опекал Арутюняна на президентских выборах. Через полгода город Шуши оказался в руках азербайджанцев, а Пашинян озвучил с трибуны парламента свою коронную фразу про «мрачный, несчастный и серый город», сопроводив ее риторическим вопросом: «Нам нужен был Шуши?»

 9 ноября 2020 г. Пашинян сделал известную запись: «Бои за Шуши продолжаются». Эту ложь повторил только генерал Гагик (Гурген) Мелконян, сказав, что мечта Алиева завладеть Шуши не осуществится. Когда в ночь на 10 ноября стало известно о подписании 3-стороннего заявления, то президент Арцаха еще раз повторил, что «контроль над Шуши был утрачен 5 ноября, а окончательно 7 ноября». Почему Пашинян и его окружение несколько дней лгали народу? На этот вопрос до сих пор нет ответа, как нет ответа на вопрос: почему Пашинян отказался от предложение Путина остановить боевые действия 19 октября, сохранив Шуши и Гадрут под контролем армянских ВС?

Крепость Шуши

 «Можно было избежать войны, если бы армянская сторона согласилась сдать Азербайджану 7 районов, включая Шуши», — объявил Пашинян 16 ноября 2020 г. 17 ноября президент России Путин сообщил о своем предложении сохранить Шуши под контролем армянской армии. «Предполагалось, что мирные жители вернутся в Шуши, армянская армия сохранила бы контроль над этой территорией НК, включая Шуши, с учетом нахождения наших миротворцев», — пояснил президент. Западу, однако, нужно было, чтобы российский контингент не дислоцировался в Арцахе, а потому Пашинян хотел сдать Арцах целиком еще по итогам 44-дневной войны, помешала высадка российский миротворцев, пришлось подождать до сентября 2023 г., а потом обвинить русских в блокаде, за которой последовали геноцид и насильственная депортация жителей Арцаха…

 Меньше всего Путин ожидал, что 6 октября 2022 г. Пашинян в Праге под эгидой западных сил признает Арцах в составе Азербайджана, почти сразу 12 декабря началась блокада, которая завершилась полной потерей Арцаха.

 В АПРЕЛЕ 2022 г. ПАШИНЯН ОБЪЯВИЛ, ЧТО «44-ДНЕВНАЯ ВОЙНА БЫЛА ПРО ШУШИ». С самой высокой трибуны страны он подверг сомнению принадлежность города-крепости, объявив, что до первой войны в Арцахе свыше 90% населения Шуши составляли азербайджанцы. На самом деле в составе населения Шуши всегда преобладали армяне. Исключением стали периоды после армянских погромов в 1920 г. и 1988 г. Попытки главаря правящей верхушки оправдать падение Шуши целиком построены на лжи, и это доказано.

 4 октября 2021 г. в Литве Пашинян заявил: «Вопрос Шуши всегда был в повестке, ибо Азербайджан никогда не отказывался от мысли, что азербайджанцы должны вернуться и жить в Карабахе. Армянская сторона тоже признала, что азербайджанское население НК должно принять участие в референдуме по статусу НК». После этого заявления пресс-секретарь МИД Анна Нагдалян озвучила встречное заявление о том, что в ходе мирных переговоров тема Шуши никогда не затрагивалась. Это подтвердили сопредседатели Минской группы. Иными словами, Пашинян снова солгал. Он лгал, утверждая, что еще до 44-дневной войны азербайджанцы требовали 7 районов, включая Шуши, тогда как тема Шуши никогда не фигурировала в ходе переговоров по урегулированию.

 Пашиняну не удалось списать сдачу Шуши на договоренности, якобы достигнутые в ходе переговоров до 2018 г. Таких договоренностей не было. Переговоры всегда велись не вокруг сдачи территорий, как это пытается представить агитпроп режима, а вокруг будущего статуса Республики Арцах. Пашинян сдал Шуши по собственной инициативе, не исключено, что произошло это по итогам договоренностей с Алиевым в лифте Душанбе (28 сентября 2018 г.), а потом назначил виновных.

Панорама Шуши

На днях после 3-летнего тюремного заключения под домашний арест был отправлен бывший командующий Армии Обороны Арцаха генерал Микаэл Арзуманян. О том, что на генерала пытаются списать поражение на южном направлении боевых действий, мы сообщали неоднократно. Сегодня актуальным представляется ответ Пашиняна с трибуны парламента на вопрос депутата от фракции «Айастан» Гегама Манукяна о судьбе Арзуманяна, который был командующим только последние 12 дней войны 2020 г., а потому не может нести всю ответственность за провал на южном направлении. Пашинян в ответе сослался на то, что некоторые командиры во время 44-дневной войны руководствовались не его приказами как верховного главнокомандующего, а приказами «другого Генштаба». Подразумевался Генштаб РФ, причем, никаких доказательств по этому поводу у Пашиняна нет…

 ДОКЛАД СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ 44-ДНЕВНОЙ ВОЙНЫ ИМЕННО ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ не был озвучен с трибуны парламента: у Пашиняна нет доказательств по поводу исполнения командирами приказов «другого Генштаба». Где эти приказы, кому они были адресованы? Выдвинутые против Арзуманяна обвинения (по части приказа об отступлении во время штурма высоты Арега) опровергнуты, однако это вовсе не означает, что он не разделит судьбу своего предшественника на посту командующего генерала Джалала Арутюняна. Если в случае с Арутюняном вина касается конкретного эпизода войны, то в предъявленном Арзуманяну обвинении такая конкретика почти отсутствует, но это не единственный повод для сомнений в его виновности.

 Напомню, что сразу после окончания 44-дневной войны в СМИ просочилась информация о том, что ответственным за оборону Шуши был назначен замминистра обороны Республики Арцах Сергей Арустамян. 22 февраля 2023 г. он был назначен заместителем начальника СК. Тогда должность начальника занимал Аргишти Кярамян, который в разгар боевых действий находился в штабе обороны Шуши по спецзаданию Пашиняна.

Хочу напомнить, как сразу после войны Пашинян пытался сделать крайним за сдачу Шуши бывшего руководителя СНБ лидера партии «Айреник» генерала Артура Ванецяна. Ему пытались навязать обвинение в том, что отряд «Айреник» под его командованием покинул боевые позиции, и это, якобы, стало причиной падения Шуши. Ванецяну стоило немалых усилий доказать, что отряд под его командованием покинул боевые позиции на подступах к Шуши после выполнения боевого задания.

 На фоне попытки обвинить Ванецяна и отряд «Айреник», а также в связи с упомянутым назначением Арустамяна предъявленные Арзуманяну обвинения не выглядят убедительными. Пашиняну нужен был козел отпущения, и он его нашел. Провал операции по обороне Шуши требует тщательного профессионального анализа, и нет никакой уверенности в том, что доклад Следственной комиссии содержит такой анализ.

 Пашинян поступил правильно, отправив доклад комиссии на полку. Полагаю, искушенные читатели «Голоса» далеки от мысли, что причиной неоглашения доклада с трибуны парламента стали разногласия между председателем оборонной комиссии (он же глава Следственной комиссии) Андраником Кочаряном и спикером Аленом Симоняном. Так выглядит дежурная версия. Информированная публика не верит, что спикер не включил доклад в повестку по причине опоздания по срокам. На самом деле доклад отправили на полку по негласному указанию Пашиняна. Огласка документа могла повлечь новую волну вопросов, на которые у Пашиняна нет ответа.

 Кочарян остался с носом, в воздухе повисло его заявление о том, что после обнародования доклада появится много уголовных дел. На проверку оказалось, что нет ни доклада, ни новых дел. Выходит, Кочарян зря старался переложить вину за поражение в 44-дневной войне с Пашиняна на генералитет, армию, Россию…