Среди депутатов НС должны преобладать юристы – это повысит качество законотворчества и поможет создавать логичные и исполнимые законы, отмечает доктор политических наук, председатель общественной организации «Ex Oriente – Союз востоковедов Армении» Арсен ГАСПАРЯН.
ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ АРМЕНИИ НЕ МОЖЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ В ОТРЫВЕ от национальной идентичности, исторической памяти и реальных вызовов, с которыми сталкивается государство. В этом контексте армянская общественность не имеет права оставаться в стороне. Её задача – не просто критиковать, но и выдвигать ясную, конструктивную и национально ориентированную политическую повестку с концепцией альтернативного лидерства и мобилизацией поддержки.
Независимо от того, станет ли Армения президентской или останется парламентской республикой по итогам конституционной реформы, в стране назрела смена политической системы. Партийное поле следует ограничить деятельностью максимум пяти политических объединений. Все силы должны слиться в два основных идеологических течения: либеральное и консервативное, а руководящие органы трёх исторических партий: АРФ (социалисты), Рамкавар (демократ-либералы) и Гнчакян (социал-демократы) должны переместится из диаспоры в Армению. Помимо Конституции, такой порядок должен регламентировать и новый закон о политических партиях.
Для такой небольшой страны как Армения, при малом количестве партий, политические позиции станут более понятны. Это поможет армянским избирателям легче определиться с выбором, не запутываясь в множестве схожих партий, которые никогда на деле не защищали интересы разных слоев населения. При наличии пяти партий более четкий и ясный выбор гарантирован. Среди небольшого количества партий обычно доминирует умеренный центр, что помогает снизить уровень поляризации и экстремизма. И, наконец, меньшее число партий означает меньше затрат на мероприятия, меньше расходов на выборы, кампании и политическую бюрократию.
При этом, в целях повышения квалификации парламентариев предлагается установить, что не менее 60% депутатского корпуса должны быть юристами и иметь не менее 10 лет профессионального стажа. Это направлено на повышение уровня правовой грамотности законодательного органа и культуры разработки и принятия законов. Не случайно, что в середине XIX и начале XX вв. примерно 80 процентов членов Конгресса США были юристами. В 1960-ые годы юристы занимали 60 процентов мест в Конгрессе. В последние десятилетия их доля составляет около 50 процентов. Юридическая экспертиза всегда улучшает качество законотворчества, что так не хватает законодательному органу Армении. Юристы понимают, как пишутся, толкуются и применяются законы, что помогает создавать чёткие, логичные и исполнимые нормативные акты. Благодаря своей подготовке они умеют замечать юридические пробелы, противоречия или возможные негативные последствия в предлагаемых законах. Это способствует высокому качеству законодательства и эффективности правовой системы для нас и будущих поколений Армении. Юристы обучены отстаивать конституционные принципы, гражданские свободы и верховенство закона. В парламенте они могут выступать как контролёры власти, следящие за тем, чтобы новые инициативы не нарушали права избирателей и не выходили за рамки закона.
ДЛЯ АРМЕНИИ ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНО НАКОНЕЦ РЕШИТЬ вопрос двойного гражданства, чтобы привлекать к работе парламента, правительства и судебных инстанций представителей диаспоры. Вот несколько примеров из мировой практики, где справедливости ради отметим, могут существовать определённые ограничения или требования по допуску к секретной информации для отдельных должностей.
Канада: федерального юридического запрета на наличие двойного гражданства у членов парламента (депутатов) или министров не существует
Болгария является примером страны, которая перешла к разрешению занятия парламентских и министерских должностей лицам с двойным гражданством
В Великобритании нет специального закона, запрещающего членам парламента и министрам иметь двойное гражданство, при условии соблюдения других квалификационных требований, таких как возраст и место жительства.
Так почему же Армения и армянский народ не может снять эти ограничения для уникального ресурса, которым обладает – для Диаспоры? Наконец, одним из столпов новой модели в таком случае станет укрепление системы сдержек и противовесов для предотвращения доминирования какой-либо одной ветви власти. Это обеспечит сбалансированную и авторитетную политическую систему, основанную на подотчётности и ответственности воли избирателей.
Интеграция Армянской Апостольской Церкви и диаспоры в государственные процессы должны быть не формальностью, а осознанным выбором. Церковь и Диаспора – мощные стратегические ресурсы, без активного участия которых невозможно полноценное развитие и международное утверждение армянской государственности. Только такой подход обеспечит общественную консолидацию и создаст основу для устойчивого будущего Армении.
