Логотип

ВМЕСТЕ – ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ,

Первый, «европейский», регион охватывает Россию, Беларусь, Украину и Молдову, на долю которых приходится наибольший процент граждан армянской национальности. Второй, «кавказский», включает Грузию и Абхазию, где наши соотечественники проживают с давних пор. Еще один отдел курирует среднеазиатские республики СНГ, а также близлежащие к ним восточные страны – Китай, Индию, Таиланд, Сингапур.

Делегация Миндиаспоры в РФ (Калуга).ОФИЦИАЛЬНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ ЗАРУБЕЖЬЯ – 7-8 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК, их половина – 3,5-4 миллиона проживает на территории СНГ, однако неофициально, с учетом того, что нашему Министерству диаспоры в своей работе приходится оперировать и этими данными, данная цифра заметно больше. Особенно она впечатляет, если учесть, что работать с таким крупным контингентом приходится всего 10 сотрудникам Управления армянских общин СНГ.

«Математически на каждого нашего сотрудника приходится примерно по 400 тысяч диаспоральных армян, с которыми ведется работа по всем направлениям от сотрудничества в общественной, политической и экономической сферах до вовлеченности их во всеармянские образовательные, научные и культурные программы. Осилить столь масштабную деятельность сложно, особенно если учесть, что диаспорой мало кто занимался 70 советских и почти 20 независимых лет Армении. Тем не менее за 5 лет существования Министерства диаспоры РА мы старались и стараемся сегодня сделать все, чтобы подобное соотношение не повлияло на качество и темп работы для максимального достижения положительных результатов», — говорит начальник Управления армянских общин СНГ Андраник АРШАКЯН, интервью с которым мы предлагаем нашим читателям.

— СЕГОДНЯ МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО С ДВУМЯ КАТЕГОРИЯМИ: это классическая, традиционная диаспора, сложившаяся давно, и неклассическая, нетрадиционная ее часть, сформированная в последнюю четверть века. В первой механизмы по сохранению национальной идентичности, армянского языка, культуры, традиций – бытовых и религиозных — давно поставлены на правильные рельсы и продолжают работать в нужном русле. У второй категории зачастую нет понимания серьезности проблемы сохранения идентичности, осознания наличия процесса ассимиляции с народом страны проживания, потери языка, традиций. Этому способствует и «советское мышление», сохранившееся у граждан постсоветских государств, ощущение единой советской интернациональной страны, несмотря на то, что они официально признаны национальным меньшинством. Посему здесь отход от родного языка и идентичности у наших соотечественников происходит более быстрыми темпами. Процесс носит латентный характер в странах СНГ, и наша задача – содействовать сохранению национальной идентичности, помочь самоорганизации общинных структур, которые, кстати, активно действуют в среде традиционной армянской диаспоры. Настало время понять: диаспора без Армении – одно понятие, вместе они – огромный потенциал, гарантия будущего всего армянства и нашего независимого государства

— Вы ставите целью борьбу с потерей идентичности в среде нетрадиционной диаспоры?

— Разработана многоплановая деятельность, которая шаг за шагом претворяется в жизнь. В первую очередь это исследование, глубокое изучение диаспоры, так сказать, «залежей национального богатства» на уровне человеческого фактора. Проводятся таргетные мероприятия, направленные на активизацию связи с родиной, поддержку действующих на территории СНГ воскресных или двухдневных армянских школ, содействие открытию новых школ, культурных центров. В Армении же для представителей диаспоры под эгидой нашего министерства действуют программа «Ари тун», летняя школа «Спюрк», курсы усовершенствования преподавателей армянского языка диаспоры, ускоренные темпы обучения родному языку для молодежи и другие. Мы обеспечиваем армянские общины литературой, книгами и иными материалами арменоведческого характера. Перед нами – задачи минимум и максимум. Задача минимум – спасти как можно больше соотечественников от ассимиляции в стране проживания. Происходящая в мире глобализация, неоднородные политические процессы, создание нового мирового порядка не проходят бесследно, наша задача – противостоять вызовам XXI века, губительно отражающимся на национальной идентичности.

— Как реагируют общины на деятельность, развернутую Министерством диаспоры?

— ОБЩИНЫ НУЖДАЮТСЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С НАМИ, для них деятельность делится на два этапа – до работы с нами и после, и это качественно разные этапы. Однако все без исключения убеждены в одном: прекрасно, что Министерство диаспоры РА, хоть и поздно, но все же открылось. Мы сотрудничаем со всеми всеармянскими организациями – Союзом армян России, Всемирным армянским конгрессом, епархиями Армянской Апостольской Церкви, различными армянскими фондами, однако ежедневная наша деятельность непосредственно связана с общинными организациями. Мы постоянно проводим мониторинг СМИ — отслеживаем жизнь в общинах, собираем информацию, размещаем ее на страницах электронной газеты Миндиаспоры «Айерн Айсор» (www.hayernaysor.am), которая пользуется популярностью. Наше управление издает ежегодник «Армянская диаспора», в котором отражена летопись армянских общин стран СНГ, всех армянских организаций мира по годам. Министерство диаспоры развивается, обзаводится профессиональными сотрудниками: в Ереванском госуниверситете открылась кафедра диаспороведения, которая в этом году выпустила первых специалистов.

— С какими проблемами приходится сталкиваться в работе с общинами?

— Проблемы разные. В некоторых странах есть разобщенность общин, которых там насчитывается две, три, иногда и больше. Между ними иногда имеют место разногласия, которые мешают партнерству и проведению единой политики в отношении глобальных задач по сохранению армянства. Еще одна трудность связана с современными мигрантами, у которых своя мотивация отъезда из родины — не всегда со знаком плюс. Нам приходится обращаться к другим методам работы – просьбам, разъяснениям, конкретным примерам, приведению своих аргументов, основанных на духовных и национальных принципах. Отдельная проблема – амшенские армяне Средней Азии, которые не только практически потеряли идентичность, но и исповедуют ислам. Наша задача – вернуть всех наших соотечественников вне зависимости от страны проживания, степени ассимиляции с другим народом и интеграции в неармянское общество к своим национальным корням во благо мирового армянства и для его дальнейшего развития.