ПОСЛЕ ДВУХ «ПРЕСНЫХ» НИЧЬИХ в 7-й и 8-й партиях Ананд, понимая, что шахматная корона ускользает из рук, отказался от скучного «Берлина» в испанской партии, где его юный соперник чувствовал себя как рыба в воде, и ринулся в бой с открытым забралом. Магнус вызов принял. «Мадрасский тигр» сменил 1.е4 на1.d4 и добился инициативной позиции, наведя орудия на резиденцию черного короля. Карлсен создал встречную игру на ферзевом фланге и защитился от непосредственных угроз белых. В ключевой момент Ананд надолго задумался, но так и не нашел убедительного продолжения атаки. Допустив возникновения на доске второго черного ферзя, Виши мог форсированно добиться равной позиции, но вместо этого допустил грубейшую ошибку, проиграв партию в один ход. При счете 6:3 Карлсена уже устраивала одна ничья в трех оставшихся партиях.
«Многомиллионная толпа замерла у подножия трона, на котором сидел обескровленный король. Править ему оставалось недолго, и почти все, кроме пожизненно преданных людей из королевского рода-племени, успели пропеть осанну будущему владыке, который, уже никого не стесняясь, примерял королевскую мантию. Ждать оставалось недолго, но толпа бурлила, одурманенная жаждой «крови». Одни упрекали короля в нежелании погибнуть в открытом бою, как это было со всеми его предками (кроме Великого Сумасшедшего (Фишера. — «ГА»), который, заступив на престол, сразу же скрылся с глаз и много лет провел в одиночестве); другие, словно позабыв о его ратных подвигах, говорили, что король вообще никогда не был настоящим КОРОЛЕМ, а третьи с нетерпением ждали — когда это «жалкое зрелище» окончится. Наконец настал день, когда королю предстояло подписать отречение. Торжествующий наследник хмуро улыбался — не потому, что ему было невесело — он просто не умел по-другому. И тут…»
Вот такой комментарий, пропитанный романтикой средневековой литературы, удалось встретить на одном из шахматных форумов, где полным ходом идет обсуждение матча и уже подводится итог — по мнению большинства, закономерный. Автор коммента в конце выразил надежду, что Ананд в 10-й партии наконец огрызнется, но, думается, этого не случится. И не потому, что чемпион слаб, — претендент оказался слишком силен. При ничейном исходе вчерашней партии Ананд становился третьим чемпионом, проигравшим сопернику всухую (без учета ничьих). В этом списке также Эммануил Ласкер (проиграл Капабланке) и Гарри Каспаров (Крамнику). Почетная компания, согласитесь.
ПО МНЕНИЮ РЯДОВЫХ БОЛЕЛЬЩИКОВ, норвежский юноша (30 ноября Карлсену исполняется всего 23 года) — лучшее, что могло случиться с шахматами именно сейчас. Все пророчат шахматам «ничейную смерть», «компьютерный апокалипсис», а он со скучающим видом «укатывает» одного гроссмейстера за другим в «ничейных» позициях. Просто играя в шахматы.
Манера Карлсена кажется скучноватой, но его проникновение в микронюансы позиции впечатляет. Норвежский вундеркинд расширил границы понимания позиции, умение лавировать в равных позициях и переигрывать на ровном месте, умение защищать казалось бы проигранную позицию, держать и выдерживать напряжение на протяжении многих ходов. Многие соперники Магнуса оказываются в роли жертвы, которая с ужасом ощущает, как ее заглатывает удав, и ничего не может поделать. Интересно было бы посмотреть на Магнуса против Фишера, Каспарова или Карпова в их лучшие годы. Шансы остальных были бы весьма малы.
Карлсен становится первым чемпионом-доминатором со времен Каспарова. То есть чемпионом, превосходство которого над другими не вызывает сомнений, в отличие от того же Ананда. Сражения Карлсен — Аронян или Карлсен — Крамник могут стать куда интереснее. Уж слишком деморализованным выглядел Ананд. Все разговоры о преимуществе своего поля оказались несостоятельными: Карлсену было все равно, где выигрывать, — хоть на Марсе. Его уверенность просто поражает. Достаточно вспомнить, как норвежец отказался от участия в претендентском цикле 2011 года, сочтя тогдашнюю систему отбора несправедливой. Понимал, что его время все равно настанет — не сейчас, так позже. Конечно, можно сказать, что с таким Анандом расправились бы те же Крамник и Аронян. Но давайте не забывать, что каждый играет настолько сильно, насколько ему позволяет соперник. Карлсен не позволил индийцу практически ничего, если не считать шанса в третьей партии, который Ананд упустил.
После коронации нового шахматного монарха возникает вопрос: сможет ли кто-нибудь в обозримом будущем свергнуть его с трона? Турнир претендентов следующего года пройдет с 12 по 30 марта в российском Ханты-Мансийске. Талант Ароняна огромен, но если он не изменит коренным образом свое отношение к шахматам, то останется «всего лишь» гроссмейстером суперкласса. Для завоевания шахматной короны этого недостаточно. Крамник силен, но его главный соперник — годы, которые неумолимо уходят.
В новой поросли шахматистов хочется отметить Дмитрия Андрейкина. Российский гроссмейстер с рейтингом ФИДЕ за 2700, многократный призер крупных международных турниров, двукратный чемпион мира среди юниоров уверенно вписался в мировую элиту, достойно выступив на мемориале Михаила Таля (3-5-е места) и сумел пробиться в претендентский турнир 2014 года, уступив в финале Кубка мира Крамнику. Магнус Карлсен в одном из своих интервью назвал Андрейкина в перспективе самым опасным своим противником.
Так или иначе, самому Карлсену еще рано думать о будущих соперниках. Уже вчера он мог надеть королевскую корону, заслуженную по праву, и сполна насладиться своим триумфом. Король умер. Да здравствует король!
Когда готовился номер «ГА», стало известно, что деятая партия матча закончилась вничью.