Логотип

ГОРОД НЕ МОЖЕТ БЕЗ ТЕАТРА

— В этом году городу Абовяну исполнилось 50 лет. В свое время в Котайкском марзе был государственный театр, который закрылся. После чего в середине 80-х годов в Абовяне группа энтузиастов создала любительский театр. Я поступил туда на работу в 1987 году после службы в армии. Тогда в труппе играли непрофессиональные актеры — художники, архитекторы, певцы. Постепенно он стал профессиональным. Это было очень важно, так как я считаю, что город должен иметь театр, ведь именно он формирует городскую культуру, привычки, жизнь. Вспомним Гюмри, Ванадзор, Аштарак. Абовян относительно молодой город, и мы с единомышленниками решили во что бы то ни стало не потерять театр. Мы были молоды, полны энергии и ни перед чем не останавливались.

— Конец 80-х годов прошлого века для Армении был тяжелым и тревожным временем. Как вы смогли сохранить театр?

— Землетрясение, Сумгаит, Баку, аодовская революция, война… Все наши планы, все наши идеи казались невыполнимыми. Людям стало не до театра. Но мы не сломались, хотя многие из коллектива уехали, некоторые просто ушли из труппы. Но самые преданные делу остались. И именно благодаря им ценой невероятных усилий нам удалось сохранить очаг культуры. Мы поочередно ночевали в здании театра, чтобы его имущество не растащили, еле отогревали одну комнату и там проводили репетиции. Слава богу, к 1997 году жизнь немного наладилась.

— Вы фактически начали все с нуля?

— Для начала мы открыли культурный центр «Назеник». Стали посещать школы с нашими постановками и набирали в молодежную труппу наиболее талантливых детей. К этому времени в каждой школе начали создаваться театральные кружки. Эти усилия не прошли даром, и сегодня с уверенностью могу сказать, что недостатка в зрителях театр не имеет. К нам приходят дети, родители которых были и зрителями, и начинающими актерами театра в начале 90-х годов.

— Армен, вы смогли открыть и Кукольный театр.

— На основе Драматического театра мы решили открыть и кукольный. Но и это нам далось с большим трудом. Не было помещения, и пришлось работать в подвале, где раньше размещалось бомбоубежище. Мы привели его в порядок и превратили в театр. Сегодня мы гордимся им, потому что это одно из самых посещаемых детьми мест не только в Абовяне, но и во всем Котайкском марзе. Приступая к работе в этих тяжелых условиях, мы всегда вспоминали, что в 1942 году в Ереване открылся Музыкальный театр комедии им. А.Пароняна.

— А почему на протяжении многих лет ваш театр не имел статуса?

— Наш коллектив во главе с художественным руководителем Ашотом Читчяном время от времени обращался к нескольким мэрам Абовяна с этой просьбой. Но нам отвечали буквально следующее: «Театр сегодня не актуален, и вообще искусство сейчас не актуально». Летом текущего года мы, уже не имея никакой надежды, обратились к сегодняшнему мэру Каро Гулояну. К нашей радости и изумлению, он обещал выполнить просьбу.

— А что даст вам государственный статус?

— Сейчас мы работаем в статусе культурно-спортивного комплекса. Из-за этого нас не могут официально приглашать на театральные фестивали, что очень важно для коллектива. Мы фактически сможем иметь два репертуарных театра, возродить театральные студии и, конечно же, сохранить это уникальное здание. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить городские власти. Большое спасибо и Ереванскому кукольному театру за профессиональную поддержку. Наши специалисты, которые шьют куклы, прошли стажировку в Ереване.

— А каковы планы на будущее?

— Планов много. Скоро состоятся две премьеры в Драматическом театре и одна в Кукольном. Уверен: они пройдут с аншлагом.

— Армен, вы заняты и в других спектаклях?

— Я работал и в театре «Метро», и в театре «Амазгаин», и в Театре Фрунзика Мкртчяна, снимался в сериалах. Сейчас преподаю в Ереванском институте театра и кино и Армянском педагогическом университете, играю в замечательном спектакле Лалы Мнацаканян «Мать».