Логотип

ВСТРЕТИЛИСЬ, ЧТОБЫ ДОГОВОРИТЬСЯ О ВСТРЕЧЕ

ДЛЯ НАЧАЛА СКАЖУ, ЧТО В АРМЕНИИ ВРЯД ЛИ КОГДА-НИБУДЬ забудут помилование будапештского убийцы с топором — Рамиля Сафарова. Это событие вызвало бурную реакцию в стране, которая разорвала дипломатические отношения с Венгрией. Позорное помилование «героя» было осуждено сопредседателями Минской группы ОБСЕ: США, Россией и Францией. Тогда даже неисправимым романтикам стало понятно, что переговорный процесс по карабахскому урегулированию можно смело хоронить, а «покойника» достаточно время от времени припудривать и освежать грим, дабы не пугал весь честной народ своей мертвецкой бледностью.

Дипломатам и политикам из стран-посредников, а также экспертам не нужно было объяснять, что после того как подлый убийца армянского офицера был чуть ли не канонизирован, стало ясно: убийство армянина в Азербайджане действительно не считается преступлением. И не будем забывать, что гражданам армянской национальности, будь у них в кармане российский или американский паспорт, вход в Азербайджан попросту заказан – им даже не продадут билет на самолет. Никаких иллюзий не было и быть не могло – в таких условиях говорить о «гарантиях безопасности армянам Нагорного Карабаха» и о «широчайшей автономии для Карабаха», как любят повторять на Апшероне, — это в лучшем случае цинизм, а в худшем – неприкрытое издевательство над армянским народом и заодно над посредниками, которые в этом конфликте понимают гораздо больше, чем произносят вслух.

И вот с таким грузом Ереван и Баку прошли электоральный период 2013 года, когда говорить о переговорах не имело смысла. А 19 ноября, не без давления извне, армянский президент поехал на абсолютно бесполезную встречу, которую лоббировали те самые посредники, ибо их могли бы справедливо спросить: «А с какой стати вы едите свой хлеб, господа?». Скажу с полной уверенностью: беседа в Вене не нужна была ни Еревану, ни Баку.

В Армении уже давно обозначили формулу взаимодействия на карабахском направлении: нынешние границы непризнанной НКР — суть результат войны, и их нужно принять как данность, при этом армянский народ не хочет новой войны, но и не боится ее. Позиция Азербайджана известна не меньше: территориальная целостность превыше всего, и если Армения «не прекратит оккупацию азербайджанских земель», Баку вернет их силой. О чем и для чего говорить сторонам?

ВПРОЧЕМ, ОДИН «ПЛЮС» ЗДЕСЬ ПРОГЛЯДЫВАЕТ. Как утверждает армянская пресса со ссылкой на свои источники и как в унисон говорят эксперты, Армения должна поставить (или уже поставила) вопрос о возвращении Нагорного Карабаха за стол переговоров, как это было до конца 90-х годов. Совершенно очевидно, что в нынешнем формате сторонам говорить не имеет смысла, ибо предмет беседы – Нагорный Карабах – в разговоре не участвует, но при этом является политической данностью. Пусть и не признанная даже Арменией, Нагорно-Карабахская Республика представляет собой политическую и особенно военную силу, не считаться с которой непродуктивно и недальновидно.

Есть и другой аспект. Турецкая пресса пишет, что в Анкаре всерьез обеспокоены отсутствием реального, а не декларативного, прогресса в переговорах по Карабаху. Оно и понятно: приближается «ужасная» для турок дата – 24 апреля 2015 года, до которой они должны лечь костьми, но продемонстрировать пресловутому мировому сообществу наспех изготавливаемую маску доброго великодушного соседа Армении, который-де готов «забыть о былом». Не говоря уже о том, что привилегию забывать имеет исключительно Армения, и турки, не понесшие никакого наказания за Геноцид, не вправе в одностороннем порядке переворачивать самую черную страницу своей и армянской истории.

Так вот, турецкие газеты утверждают, что в будущем году, на финишной прямой перед столетием Геноцида, Анкара намерена продавить открытие границы с Арменией. Но поскольку путь к турецкому сердцу лежит через Баку и имеет форму трубопровода, Турция не может игнорировать сопротивление азербайджанских братьев – в памяти еще свежа истерия по поводу подписания Цюрихских протоколов в 2010 году, когда Армения только угрозой выхода из переговоров сумела предотвратить увязку армяно-турецкого примирения с карабахским урегулированием.

Разумеется, такая реакция Баку повторится и в дальнейшем. И Ильхаму Алиеву, думается, совершенно наплевать на то, что продолжение блокады Армении со стороны Турции в преддверии 2015 года – это прямое красноречивое доказательство продолжения геноцидальной политики Анкары, лишь в более «цивилизованной» форме. Турция стала заложником не только нефтегазовой зависимости от Баку, но и собственной риторики о «двух братских народах», которые прямо-таки изнывают от мучений, причиняемых им блокированной 3-миллионной Арменией.

И ХОТЯ НАМЕРЕНИЯ ТУРЦИИ ОБ ОТКРЫТИИ ГРАНИЦЫ СКОРЕЕ ВСЕГО БЛЕФ и пускание пыли в глаза мировому сообществу, все же можно осторожно предположить, что Анкара не просто устала от бакинского диктата, но и активно «ищет себя» (в который раз за последние 10 лет?). Успешно провалив посредническую миссию в кратковременной попытке примирить Сирию и Израиль, не сумев закрепиться в секторе Газы, потеряв союзных «Братьев-мусульман» в Египте, оказавшись в Сирии по одну сторону баррикады с международными террористическими группировками, здорово разозлив Иран и не сумев предотвратить усиление курдов в регионе, Турция сегодня отчаянно мечется. Ей нужна «история успеха», маленькая красивая сказка о доброй конструктивной Турции, вот и предпринимаются попытки исправить ситуацию на многих фронтах, один из которых – Армения.

Турецкая пресса пишет, что армяне будто бы готовы «вернуть Азербайджану два района». А взамен турки хотят добиться возобновления железнодорожного сообщения через юг НКР, Мегринский коридор и Нахиджеванскую автономию Азербайджана. Все это будет в комплексе с открытием армяно-турецкой границы. Не знаю, насколько достоверна информация, но если это так, то получается, что азербайджанская сторона на закрытых встречах согласна на «два района» в обмен на разблокирование коммуникаций. Это как-то не вяжется с официально декларируемой позицией Баку на «безоговорочный вывод армянских оккупационных сил».

С другой стороны, нельзя умолчать о том, что в карабахском вопросе незримо присутствует Иран. В Ереване поговаривают, что провал встречи Саргсяна и Алиева в Казани в 2011 году объяснялся тем, что персы жестко надавили на обе стороны, поскольку были не согласны с появлением российских миротворцев в Карабахе. Говорят даже, что тогдашний президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пригрозил Алиеву, что, если стороны согласятся с предложением Москвы, иранские войска форсируют реку Аракс и появятся в Карабахе раньше русских. По большому счету, миротворцы третьих стран не нужны ни армянам, ни азербайджанцам, поскольку каждая сторона рискует упустить инициативу и окончательно стать пешкой в этой и без того густо замешанной геополитической игре.

Поэтому встреча в Вене не могла закончиться какой-то конкретикой. Стороны остаются при своем, турки играют в своей песочнице, персы из-за Аракса периодически хмурят брови, русские заняты битвой за Восточную Европу и одновременно работают с американцами по Сирии и Ирану, а сами американцы особо в Карабах не торопятся. В этом десятилетии регион Южного Кавказа подвергнется серьезным изменениям в контексте ирано-американского сближения, форсирования европейских и/или евразийских интеграционных процессов, так что переговоры по Карабаху пока подождут.

Единственный ощутимый итог венской беседы – стороны на встрече договорились встретиться еще раз. Вероятно, чтобы там снова договориться встретиться еще раз.

http://www.europalibera.org/content/blog/25174390.html

Публикуется с сокращениями.