Логотип

СЪЕЗД ХУДОЖНИКОВ —

ОТКРЫЛСЯ СЪЕЗД ПРИВЕТСТВИЕМ ПРЕЗИДЕНТА СЕРЖА САРГСЯНА, которое зачитал председатель. Затем слово предоставили коллеге — главе Союза кинематографистов Рубену Геворкянцу. Знаменитый режиссер отметил, что очень часто в том числе и со стороны деятелей искусства звучат мнения, что союзы не нужны. «Союз — это семья, где есть отец, мать и ребенок. Мы должны делать все, чтобы семью сохранить. Точно так же мы должны сохранить союзы». Забегая вперед, скажем, что вторую часть съезда открыло выступление представителя Министерства культуры РА г-жи Гегамян, которая сказала: «Съездов творческих союзов всегда ждут с нетерпением и общество, и государственные институты, поскольку эти союзы — объединенная сила всей творческой интеллигенции. А мнение этих людей всегда интересно и важно». Начальник управления также сообщила, что программа приобретения у художников их работ государством, переставшая действовать в последние 25 лет из-за отсутствия финансов, обретает вторую жизнь. Необходимость таких «государственных закупок» очевидна, уже в уходящем году под них была выделена пусть небольшая сумма, но год от года эта сумма будет увеличиваться. Думается, это известие обрадовало участников съезда гораздо больше заверений в любви и преданности, которые, как говорится, на хлеб не намажешь.

Ведь озвученные в отчетном докладе Карена Агамяна проблемы и цифры сразу спустили художников из творческих эмпиреев на землю. «За эти годы налог на недвижимость, на принадлежащее Союзу художников здание вырос в… 690 раз — это просто непостижимая цифра!» — объявил председатель. То есть любовь и респект — отдельно, а деньги отдельно.

ВООБЩЕ ПРОШЕДШИЕ ОДИН ЗА ДРУГИМ СЪЕЗДЫ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ — Союз художников замыкал список — в главном были похожи как братья-близнецы. Отсутствие закона о культуре, отсутствие у художника обозначенного места в правовом поле, неотрефлексированность статуса, обязанностей и прав, уравнивание в этом самом статусе творческих союзов с любой другой общественной организацией — все это проблемы, которые, по мнению председателя СХ, да и остальных тоже, не дают возможности нормально работать. Карен Агамян высветил еще одну — «локальную» и очень острую проблему. «Уже пять лет мы пытаемся решить вопрос пенсий для художников, но вопрос никак с места не сдвигается. Тем, кто преподает в учебных заведениях или имеет какую-то иную постоянную работу, крупно повезло, но большинство членов союза — свободные художники, и, достигнув определенного возраста, люди, которые всю жизнь работали во славу отечественного искусства, не получают от государства ни копейки, оказываются никак не защищены», — говорит глава союза.

Несмотря на букву закона об общественных организациях, предписывающую проводить отчетно-выборные мероприятия раз в два года, съезд Союза художников Армении проходит каждые 5 лет. По словам Карена Агамяна, который возглавляет Союз в течение последних 15 лет, в промежутках проводились конференции, что не противоречит закону. В СХ 1100 членов, более 300 находятся за пределами страны. Но для участия в съезде, который проходил в театре им. Станиславского, зарегистрировались только 500 человек. Именно им предстояли выборы нового председателя.

После перерыва приступили к выдвижению кандидатур. К имени действующего председателя Карена Агамяна прибавились имена Роберта Айвазяна и Армена Атаяна. Затем перешли к вопросу «как голосовать». На предложение «открыто» взметнулось абсолютное большинство рук. «Протокольно подкованные» стали бурно возражать: при наличии трех кандидатур открытый подсчет в зале на семьсот мест невозможен. На поступившее предложение голосовать «закрыто» вновь проголосовало абсолютное большинство. И вновь стало абсолютно очевидно, насколько протоколы и законы чужды анархическому арт-уму и натуре, насколько сложно руководить этой творческой стихией и как просто обмануть художников, которые — как дети.

На XVIII съезде Союза художников.ПОВЕСТКУ ДНЯ НАРУШИЛ АХТАНАК ШАУМЯН, КАК БЫЛО ИЗВЕСТНО, ГЛАВНЫЙ ОППОЗИЦИОНЕР к существующей художнической власти, предложивший переставить местами выдвижения и прения. «Думаю, для того чтобы наша дальнейшая работа имела коэффициент полезного действия, стоит сначала выслушать выступления, которые, возможно, повлекут за собой внесение изменений в устав, — сказал он. — Наш председатель часто на него ссылается, но, к сожалению, у нас укоренилась дурная традиция постоянно этот самый устав нарушать. Хотя внесение поправок в него — прерогатива съезда, но нам известен не один случай, когда они возникали неизвестно каким образом, и все мы об этом знаем. Все это породило внутри союза атмосферу напряжения и безнадежности. И если сегодня будет избран один председатель, эти нездоровые взаимоотношения продолжатся. А чтобы союз действовал в единстве, работал в здоровой, открытой атмосфере, необходимо предпринять конкретные шаги.

Предлагаю создать институт сопредседателей, поручить руководство союзом президиуму, состоящему из трех или пяти человек. Сейчас вы скажете — на это существует правление. Но оно собирается раз в несколько месяцев и не играет никакой роли в руководстве союзом. Союзом правят единолично. Предлагаю выбрать такой президиум, который привлечет к работе всех нас. В наших рядах есть замечательные люди с опытом административной работы, они могут быть включены в наши структуры. И тогда, возможно, в выставках за рубежом не будут принимать участия люди, которые… просто смешно, что именно они представляли армянское искусство за границей. У нас есть замечательная молодежь, но премии почему-то получают те, кто даже первый отсев не должен был пройти, — заявил Ахтанак Шаумян, заключив: — Учитывая, что союз — наша семья и все мы хотим полноценно участвовать в его жизни, я предлагаю очень простой вариант, который приведет к возрождению доверия к союзу».

Аргументацию Карена Агамяна против триумвиратов Ахтанак Шаумян счел демагогией, а убедившись, что предложение его охватило отнюдь не все умы, демонстративно покинул зал съезда, напоследок объявив, что в Союзе художников Армении нездоровая атмосфера и что уже на протяжении 15 лет «Союз регрессирует».

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ДИССИДЕНТСКИЙ ШЛЕЙФ ОСТАЛСЯ. И ЕСЛИ ПЕСНЯ «Перемен требуют наши сердца!» звучала не так победно, отголоски ее раздавались, правда, значительно пиано. «Хочу изменений — любых, даже с этим же председателем, но пусть хотя бы в правление придут новые люди с новыми предложениями»… «Мы скоро не сможем выставляться и в залах своего же союза, посмотрите, персональные выставки почти полностью умерли — откуда взять денег на аренду?»… «Где наши Медичи! Мы должны сделать так, чтобы армянские Медичи сами пришли к нам!» — звучали розовые надежды и горькие упреки с прорывами в скандал. Тогда Карен Агамян стращал собравшихся самым жутким из всех жутчайших ужастиков — журналистами, призывая художников не выносить сор из избы.

Съезд продолжался долго, местами становилось забавно. А местами больно и стыдно. Особенно когда слова просили совсем пожилые варпеты. И говорили о хлебе насущном, об отсутствии крыши над головой… И было ослепительно ясно, что ни весь Союз художников, вместе взятый, ни его глава ни завтра, ни в обозримом будущем решить эти проблемы не в состоянии. Люди хотят жить и творить не как-нибудь, а как-нибудь по-человечески. Здесь и сейчас. Так что даже не знаешь, поздравить вновь избранного председателем Карена Агамяна или посочувствовать…