Логотип

ЗАГОВОР ПРОРОССИЙСКИХ ПЕНСИОНЕРОВ: АЗЕРБАЙДЖАН ПРОВОДИТ ЧИСТКИ СТАРОЙ ЭЛИТЫ – CARNEGIE

Рамиз Мехтиев, десятилетиями бывший одним из самых влиятельных политиков Азербайджана и помогавший Ильхаму Алиеву стать преемником своего отца на посту президента, был арестован в Баку в прошлом месяце. Об этом написал аналитический центр Carnegie.

В возрасте 87 лет он обвиняется в подготовке государственного переворота при поддержке России. Его арест, произошедший после недавнего противостояния между Баку и Москвой, трактуется либо как доказательство того, что Россия действительно пыталась сместить Алиева, либо, наоборот, как результат дружеского жеста со стороны российского коллеги Алиева Владимира Путина, который якобы предупредил азербайджанского лидера о готовящемся заговоре на встрече по примирению 9 октября. Реальность гораздо прозаичнее: логика постоянно растущей консолидации власти подталкивает азербайджанские власти к зачистке даже малейших намеков на альтернативные центры влияния, а давние прямые контакты Мехтиева в Москве, по-видимому, послужили отягчающим фактором.

Политическая карьера Мехтиева началась еще в Советском Союзе. Он прошел путь от функционера в советской молодежной организации комсомола до профессора научного коммунизма, а затем и заведующего отделом науки и образования Центрального Комитета Коммунистической партии Азербайджана. Именно тогда он стал близким соратником будущего президента Гейдара Алиева, возглавлявшего Азербайджанскую ССР с 1970-х годов. После распада Советского Союза, с середины 1990-х годов по 2019 год, Мехтиев возглавлял президентскую администрацию. На этой ключевой для постсоветских режимов должности он курировал кадровую политику, информационно-идеологическую повестку и участвовал в принятии ключевых решений. Многие наблюдатели считают, что после смерти Гейдара Алиева в 2003 году именно Мехтиев сыграл решающую роль в том, что преемником покойного президента стал его сын Ильхам. 

Долгое время казалось, что он сделал ставку на верного коня. Мехтиев оставался главой президентской администрации ещё шестнадцать лет при Ильхаме Алиеве. Лишь в 2019 году, когда Алиев отправил в отставку многих высокопоставленных чиновников из окружения отца, он с почётом вышел на пенсию, возглавив Национальную академию наук страны.

В 2022 году Мехтиев ушел на пенсию и с этого поста, и о нём, казалось, забыли. Затем, внезапно, в середине октября, его поместили под домашний арест по подозрению в попытке свержения правительства, государственной измене и отмывании преступно нажитых средств. Мехтиев якобы планировал отстранить Алиева и создать переходное правительство во главе с самим собой.

Особенно интересно, что Мехтиев был арестован сразу после примирительной встречи лидеров Азербайджана и России в Душанбе. Алиев и Путин использовали эту встречу для официального прекращения своих разногласий, начавшихся после крушения азербайджанского авиалайнера над российским городом Грозный в декабре 2024 года. Проправительственные азербайджанские СМИ поспешили заявить, что это не совпадение, и что во время закрытой встречи Путин предупредил Алиева о планах Мехтиева совершить переворот. Какой бы нелепой ни казалась идея о попытке государственного переворота восьмидесятисемилетним пенсионером, акцент на пророссийском характере заговора вполне соответствует репутации Мехтиева как политика, близкого к Кремлю. Его связи с бывшим секретарем Совета безопасности Николаем Патрушевым и другими московскими высокопоставленными лицами хорошо известны.

Мехтиев также был удостоен престижных государственных наград России, был членом российских академических институтов и часто появлялся на публичных мероприятиях, связанных с Россией. Его даже обвиняли в продвижении пророссийских чиновников на важные должности в Азербайджане.

Эти давние контакты с российским руководством могли создать для Мехтиева дополнительные риски. Несколько месяцев противостояния с Москвой заставили Баку с особой осторожностью относиться к любым неконтролируемым связям Кремля с представителями азербайджанской элиты.

Тем не менее, никаких серьезных доказательств того, что Мехтиев действительно планировал переворот, пока не представлено. Власти Азербайджана часто сажают в тюрьму неудобных фигур, таких как независимые журналисты, по причинам, существенно отличающимся от формальных обвинений.

Тучи над Мехтиевым начали сгущаться ещё в феврале, когда на фоне эскалации напряжённости в отношениях с Москвой государственные СМИ сообщили, что он устраивает банкеты с представителями российской разведки и фактически возглавляет «российскую пятую колонну» в Азербайджане. Другие бывшие министры, включая одного, скончавшегося еще в 2021 году, также были названы в качестве предполагаемых членов этой пророссийской сети.

Это предполагаемое разоблачение было полно противоречий и несколько неубедительно: трудно представить, чтобы российский агент мог возглавлять администрацию президента Азербайджана более двадцати лет. Но проправительственные СМИ не опубликовали бы подобные материалы без приказа сверху, а это значит, что арест готовился уже давно.

Похоже, Мехтиев пал жертвой стечения обстоятельств: клановой войны, продолжающейся консолидации власти и попыток руководства Азербайджана установить строгую монополию на прямые контакты с Москвой.

Этот опытный политик — один из виднейших представителей нахчыванского клана, занимавшего руководящие должности в Азербайджане при Гейдаре Алиеве, который также был родом из этого эксклава. Но в последнее десятилетие на первый план вышел бакинский клан жены президента (и вице-президента) Мехрибан Алиевой — Пашаевы. Их холдинг PASHA Holding захватывает все новые предприятия в стране, агрессивно вытесняя конкурентов.

С помощью клана своей жены Ильхам Алиев постепенно увольнял стареющих нахчыванских чиновников, доставшихся ему в наследство от отца, заменяя их более молодыми технократами. Самая масштабная чистка произошла в 2019–2020 годах, когда, помимо Мехтиева, свои посты лишились ещё несколько высокопоставленных чиновников, на смену которым пришли чиновники, связанные с бизнес-структурами клана Пашаевых.

Мехтиев тогда отошёл от рамок, но логика авторитарного режима диктует необходимость осторожного отношения к влиятельным фигурам, даже если им далеко за восемьдесят, и они давно вышли на пенсию. К тому же, раздутый репрессивный аппарат требует все новых арестов. Когда настоящие оппоненты давно находятся в тюрьме или высланы за границу, власти начинают подавлять любые намёки на альтернативу, даже если ее представляют лишь пожилые ветераны предыдущего поколения того же режима.

Поэтому мы можем увидеть дальнейшие аресты других бывших высокопоставленных чиновников, чьи имена уже появляются в государственных СМИ о «пророссийском заговоре». Это позволит Алиеву раз и навсегда избавиться от тех, кому он когда-то был обязан своей властью и кто знает о нём больше, чем ему бы хотелось. Мехтиев и другие бывшие чиновники также накопили значительные объемы недвижимости, компаний и других активов для себя и своих семей за годы пребывания у власти. Теперь, спустя десятилетия, проправительственные СМИ внезапно обнаруживают, что всё это было «нажито преступным путем» и, следовательно, должно быть перераспределено среди более достойных членов режима.

На волне внешнеполитических побед Алиев спешит максимально укрепить свою власть. Помимо обвинений в адрес бывших чиновников, государственные СМИ призывают запретить оставшиеся в стране оппозиционные партии – Партию народного фронта Азербайджана и «Мусават», – хотя они долгое время существовали только на бумаге и не занимались никакой оппозиционной деятельностью. Все это сопровождается лозунгами о борьбе с «внутренними угрозами», «защите национальной идентичности» и «суверенитете».

Мехтиев когда-то был символом стабильности и преемственности режима. Теперь он подпитывает новый виток монополизации как внутренней, так и внешней политики.

Новости Армении — NEWS.am