Логотип

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОГРАММА

Самая крупная в истории независимой Армении
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОГРАММА
Интервью с исполнительным директором "Армениан Копр Програм" Гагиком АРЗУМАНЯНОМ
— Г-н Арзуманян, судя по промелькнувшим в прессе сообщениям, компания "Армениан Копр Програм" ("Эй-Си-Пи") намерена непосредственно приступить к стадии практической реализации крупномасштабного проекта эксплуатации Техутского медно-молибденового месторождения Армении. . .
— Мы полностью готовы — и уже давно. Дело за правительственным постановлением (а то и постановлениями) , в котором будет решен целый комплекс вопросов, относящихся к исключительной компетенции исполнительной власти республики.
— ?. .
— Самая крупная в истории независимой Армении промышленная программа, разумеется, требует решения со стороны правительства целого ряда вопросов. К примеру, на интересующей нас территории земля в основном сельскохозяйственного назначения либо находится под лесом, и, следовательно, чтобы начать там работы, необходимо изменить категорию земель — с имеющейся на "промышленного назначения". Также требуют своего решения вопросы, связанные с разрешением на рубку леса, памятниками культуры, земельными участками тех физических лиц, что отказываются их продавать, и некоторые другие. В связи с этим полагаю, что в скором времени правительство рассмотрит одно отдельное постановление о признании земельных участков физлиц-отказников представляющими приоритетную общественную выгоду, а другим постановлением урегулирует оставшийся комплекс вопросов.
— А какова на сегодня ситуация с приобретением земельных участков на интересующей вас территории? Сколько местных жителей отказываются продавать свою землю и по каким, на ваш взгляд, причинам?
— До сих пор мы уже приобрели у физических лиц примерно 150 гектаров земли, причем цены были зафиксированы не в долларовом эквиваленте, как это обычно делается, а в драмах. Таким образом, жители в процессе выплат не только ничего не проиграли от ослабления доллара, но даже выиграли. Вообще, принятый в подобных случаях порядок предусматривает, в частности, выплату суммы, установленной оценщиком, плюс 15%, если собственник отказывается продавать свое имущество на договорных условиях, и применяется предусмотренным законом процедура отчуждения под приоритетную общественную выгоду. В случае несогласия с этой ценой житель может обжаловать ее в судебном порядке.
Лично я считаю вполне естественным тот факт, что некоторые жители отказываются продавать свои участки, стараясь, так сказать, выжать из ситуации максимум выгоды. К примеру, недавно мы узнали об удивительном и показательном в этом плане случае, когда один брат продал другому, соответствующим образом оформив сделку, земельный участок по цене в. . . 100 раз дороже рыночной. Понятно, что это было сделано для того, чтобы, аргументируя полученными в результате сделки документами, соответственно, во много раз дороже потом продать этот земельный участок нам.
В любом случае на сегодня остается решить вопрос земельных участков площадью примерно 81 гектар. В Шнохе таких участков 147, в Техуте — 58. Они принадлежат в общей сложности 100-105 семьям.
— В чем, собственно, будут заключаться подготовительные работы и сколько они продлятся?
— Собственно эксплуатация месторождения, то есть добыча медных и молибденовых руд и производство концентратов, начнется только примерно через 4 года. Но, чтобы подойти к этому этапу, все это время мы будем вести подготовительные, преимущественно строительные работы. Нам предстоит построить три основных для подобных случаев объекта — карьер (добыча руды будет производиться открытым способом) , обогатительную фабрику со всей сопутствующей и смежной инфраструктурой и хвостохранилище для хвостов обогатительной фабрики. Кроме того, будет создана масса необходимых вспомогательных участков, возведены объекты социального назначения (жилье для работников и прочее) и т. д.
— Давайте еще раз зафиксируем, что даст реализация техутской программы местной общине, региону и стране в целом.
— На севере республики будет функционировать мощный промышленный комплекс с годовой производительностью около 30 тысяч тонн меди в концентрате (для сравнения: в настоящее время по всей Армении этот показатель не превышает 25 тысяч тонн) и примерно 800 тонн молибдена в концентрате (что составляет 20-25% от ныне достигнутого общереспубликанского показателя). По самым скромным оценкам, экспорт из Армении вырастет на $100 млн в год, а государственный бюджет ежегодно будет в виде налогов дополнительно получать не менее $10 млн. Но, повторюсь, это при условии, если законсервировать цены, то есть в реальности может сложиться так, что названные мной цифры будут в разы больше.
Что же касается социального эффекта, то могу сказать, что на стадии строительных работ будут заняты минимум 1700 человек, а после начала эксплуатации карьера — 1450-1500 работников. И это не считая занятых во вспомогательных хозяйствах, которые будут предоставлять комплексу различные услуги и которых будет достаточно много. С учетом того, что количество работоспособного населения близлежащих сел не превышает 1200 человек, можно с уверенностью утверждать, что техутская программа полностью решит в этом регионе проблему занятости.
— Пожалуй, самое время поговорить о той цене, что всем нам придется заплатить за это. Я говорю об экологии.
— За несколько десятилетий реализации программы (30-40 лет) нам придется вырубить около 357 гектаров леса, из них 157 гектаров — на первом этапе протяженностью в 12 лет. Мы никогда и не отрицали, что определенный ущерб природе неизбежен, однако надо постараться сообща минимизировать его. Хочу при этом отметить, что многочисленные обсуждения этой проблемы были очень полезны и нам, в частности, удалось вывести их на конструктивный уровень. Некоторым экологическим общественным организациям удалось заострить наше внимание на тех аспектах, что прежде выпали из нашего поля зрения. Так, на каком-то этапе обсуждений нам стало ясно, что программу освоения Техутского месторождения необходимо детально обсудить с такими ведомствами, как Минкульт, Минздрав и Минсельхоз — с тем чтобы уяснить себе, к чему приведет реализация программы по соответствующим направлениям. Кроме того, был разработан проект специального плана экологического управления проектом с соответствующим механизмом общественного мониторинга, посредством которого общественность может контролировать выполнение компанией взятых на себя природоохранных обязательств.
— Напоследок хотелось бы поинтересоваться, каково ваше отношение к медному проекту немецкой компании Cronimet.
— Усилия германской стороны можно только приветствовать, ведь сегодня однозначно ясно, что чем больше мощность национального медеплавильного комплекса, тем он конкурентоспособнее на мировом рынке. В связи с этим хочу остановиться на двух моментах. Во-первых, на сегодня мы имеем серьезные проблемы с внутренней транспортировкой грузов, которая обходится чрезвычайно дорого. Один показательный пример: транспортировка меди из Каджарана в Алаверди обходится нам в 4 раза дороже, чем ее доставка из Алаверди в европейские порты — к примеру, в Гамбург (Германия). И стремление строить медеплавильни поблизости от рудников и карьеров продиктовано именно соображениями снизить расходы на транспортировку. И второе: прибыль медеплавильных производств никак не зависит от существующей на тот или иной момент цены на медь, поскольку им за плавку платят как за предоставленную услугу. Так, при ныне существующих рекордно высоких ценах на медь то, что платят медеплавильным заводам на мировом рынке за услуги переработки концентратов, напротив, находится на рекордно низкой отметке. Вот эти-то специфические, внутренние и внешние нюансы медеплавильного дела следует тщательно просчитывать и учитывать при строительстве и организации армянского медного хозяйства — с тем чтобы оно оказалось конкурентоспособным на мировом рынке.