Логотип

«ВЫРАСТИТЬ» РЕФОРМУ

Программа правительства и перспективы экономического развития в Армении
Среди формальных определений, наиболее емко характеризующих текущий год, можно указать в первую очередь "предсказуемость", "стабильность", "доминирование тенденций прошлых лет". Утвержденная НС РА 26 июня правительственная программа направлена на обеспечение дальнейших реформ в политических, экономических и управленческих системах, доказавших за предыдущие годы свою эффективность. Естественный вопрос — зачем нужны реформы? Необходимы они для закрепления и наращивания тех положительных процессов, которые в последние годы отмечены в экономической и общественной жизни страны.
В программе деятельности правительства установлены следующие показатели: ежегодный 8-10%-ный экономический рост и 10%-ный рост инвестиций, резкое снижение уровня крайней нищеты до 1, 6%, ежегодный рост сбора госдоходов на уровне 0, 3-0, 4% от ВВП, 10%-ный рост занятости вне сельскохозяйственной сферы, доведение средней пенсии до 42 тыс. драмов в 2012 году, существенный рост госрасходов на здравоохранение (2, 2% от ВВП) и образование (3, 5% от ВВП) и т. д.
Однако насколько в современном армянском обществе реформы, которые правительство предполагает претворить в жизнь, вытекают непосредственно из глубокого понимания его особенностей? Едва ли стоило бы задавать столь прямолинейный вопрос, если бы такое понимание не приводило в прошлом к мерам, значительно отличающимся, а иногда и полностью противоположным по отношению к применяемым стандартным либеральным рецептам. Как указывает в своем интервью газете "Голос Армении" д-р экономических наук, профессор А. Тавадян ("Наработанное количество должно дать новое качество", 01. 09. 2007г.) , "ключевую роль играет четкое знание закономерностей в экономике, умение выявлять слабые места и рационально ориентироваться в непредвиденных ситуациях". Жизненно необходимо соединение этих знаний с теми реальными процессами, которые сейчас происходят на пути дальнейшего реформирования рыночной системы хозяйствования. Премьер Серж Саркисян в своем интервью ("ГА" от 15 сентября) сформулировал позицию правительства следующим образом: "Сильное государство — эффективное государство". Сила государства в тех слагаемых, которые наиболее эффективны для социально-экономических, правовых и управленческих сфер.
На протяжении всего периода посткоммунистического развития общественное мнение и различные группы интересов требовали от властей определиться с долгосрочными приоритетами социально-экономического развития страны. Однако решения такого рода были невозможны в силу ряда причин политического (текущего) и экономического (стратегического) характера. Сейчас многие препятствия преодолены. Это позволило, в частности, выработать в августе 2003 года стратегическую политику по преодолению бедности, которую правительство приняло за основу своей долгосрочной политики (в текущем году она будет пересмотрена) и в качестве стратегии стабильного и безопасного развития государства. С 2002 года правительство представляет также среднесрочную программу по бюджетным расходам. Вместе с ежегодным государственным бюджетом (краткосрочная политика) эти документы представляют единую государственную социально-экономическую политику Армении на период до 2015 года.
И вполне естественно, что правительство как квинтэссенцию указанных документов и целей в утвержденной президентом РА Стратегии национальной безопасности обобщило в своей программе, где установлены основные приоритеты его деятельности. Правительство выбрало 4 основных приоритета — обеспечение качественного экономического роста, развитие человеческого потенциала, реформирование государственной управленческой системы и вопросы, связанные с обороной, обеспечением общественного порядка и безопасности страны. Выбраны они не случайно, а предопределены тем, что на смену воспроизводственной деятельности как господствующей в условиях материального производства приходит творчество как сущностная характеристика глобализирующейся экономики: это во-первых. Во-вторых, ключом к экономическому росту является эффективная организация экономики. И, в-третьих, имеющийся на сегодня потенциал республики позволяет правительству ставить перед собой задачи по достижению качественно сложных целей.
В последние годы центр внимания наших политиков и экономистов все в большей степени смещался на вопросы качества роста, его механизмов и структурных приоритетов, взаимной обусловленности институциональных изменений и экономического роста. И это совершенно естественно, поскольку сами по себе цифры экономического роста уже не могут дать нужного стратегического результата — обеспечить социально-экономический прорыв в направлении современного развитого общества. Экономический рост — феномен очень сложный, он является результирующим показателем по отношению ко многим экономическим, политическим и социальным факторам. По словам ректора Академии народного хозяйства при правительстве России В. Мау, "в настоящее время мы живем в условиях "падающей производительности" экономических факторов роста". На передний план выдвигаются политические и правовые факторы, то есть качество госуправления, эффективность судебной и правоохранительной системы, способность государства обеспечить исполнение действующего законодательства. И бизнес, чтобы быть конкурентоспособным, должен иметь возможность пользоваться общественными благами, предоставляемыми государством. Эти позиции в своем интервью о сильном государстве очертил и армянский премьер: ". . . суметь организовать общественное благо. То есть необходимо сформировать такую среду, в которой личность смогла бы создать нечто и для своего, и для общественного блага". Именно такая среда образует побудительные структуры общества и экономики, создающие новое понимание длительных успехов и определяющие "успех реализации правительственной программы", которая "главным образом обусловлена дальнейшим повышением эффективности деятельности государственной системы управления". Предлагается, соответственно, улучшить прозрачность деятельности системы госуправления, определить этические нормы поведения служащих системы и их ответственность, повысить потенциал стратегического управления госсистемы.
В своем интервью премьер также отметил: "За этот краткий промежуток времени я встречался со многими бизнесменами. . . Они хотят вложить свои финансовые средства в дело. И тут чрезвычайно важно иметь программы — просчитанные, амбициозные и в то же время реальные. Вот в чем у нас сегодня большая нужда". Такие программы характерны для эффективной политико-экономической системы, которая в свою очередь формирует гибкие институциональные структуры, способные переживать шоки и перемены и являющиеся элементом успешного развития.
На первый взгляд несколько выпадает из общего контекста программного пункта "Эффективное государственное управление" требование по обеспечению независимой Контрольной палаты РА необходимыми материально-техническими и рабочими условиями для ее эффективной деятельности. Однако это естественно согласуется с проводимыми реформами в системе госконтроля в целом и, в частности, с задачей внедрения аудита эффективности в деятельность Контрольной палаты. Для последней главной задачей является определение социально значимого результата от использования государственных средств, что требует концентрации внимания на эффективности исполнительской деятельности органов государственной власти. В этом плане и надо воспринимать поручение премьера, которое он дал 2 августа с. г. ответственным за подготовку вопросов, обсуждаемых на заседаниях правительства, потребовав от них впредь, чтобы в прилагаемых к этим документам справках-обоснованиях содержались цели утверждаемого решения, ожидаемые результаты и возможные сложности при исполнении.Одна из составляющих сильного государства — иметь руководствующиеся буквой и духом закона полицию, органы безопасности, суд, прокуратуру. Этому будет способствовать, согласно программе, проведение второго этапа правовых и судебных реформ.
Важной характеристикой программы правительства является ее акцентирование концептуальных проблем. Отталкиваясь от них установлены следующие приоритеты и основные направления реформ в Армении: преодоление бедности, либерализация экономической деятельности и повышение свободной экономической конкуренции, гармоничное экономическое развитие регионов и благосостояния населения, адресная и эффективная политика социальной защиты, активная демографическая политика, повышение эффективности госрасходов, а также увеличение госдоходов без повышения уровня налогового бремени.
Хотелось бы особо отметить, что нынешнему правительству удалось избежать неправильной по существу в условиях высокого экономического роста постановки задачи, которая исходила из традиционного для индустриального общества понимания приоритетов. В современном мире выделение государством промышленных или других секторальных приоритетов представляется неоптимальным: развитие постиндустриальной системы оказывается куда менее предсказуемым, чем индустриальной. Напротив, программа нацеливает на осуществление экспортоориентированной промышленной политики. Одновременно правительство будет способствовать развитию сфер промышленности, применяющих новейшие технологии, создавая благоприятную инвестиционную атмосферу. Кроме всего, правительство в центре своего внимания будет держать задачу по формированию информационного общества.
Армении надо суметь "откликнуться" на вызовы постиндустриального общества, что и явится долгосрочным фактором ее социально-экономического развития. Возникает принципиально новая система создания общественного богатства, в основе которого — образование, исследования и инновации. Инвестиции в развитие людских ресурсов становятся критическим фактором развития. Поэтому в программе первостепенное внимание уделяется задачам повышения эффективности проводимых реформ в сфере науки и образования, здравоохранения и социальной сфере, а также повышения доступности современных информационных технологий и информации — и все это в совокупности является залогом обеспечения безопасности и стабильного развития общества и личности. Конечно, все это должно еще переложиться в краткосрочные и среднесрочные бюджетные цифры правительства социальной ответственности.
В практике реформ рыночная эффективность оказывается неадекватной эффективности социально-экономической. Армянским обществом заплачена высокая цена за трансформацию, которая к тому же сопровождалась серьезнейшими ошибками. Теперь уже социальная защищенность населения становится не результатом, а предпосылкой реформ. Вкупе с ней текущий уровень бедности и проблема распределения национального дохода представляют большую опасность для стабильного развития страны и становления демократического общества — так характеризует ситуацию программа правительства. И получается, что рыночная самоорганизация (эффективная в развитых рыночных сообществах) не способна обеспечить преодоление серьезных диспропорций — финансовых, инвестиционных и институциональных — и стагнационных проявлений без необходимого регулирования со стороны государства. И мы вынуждены говорить об этапах реформ, их корректировках и т. д. и т. п. Но другого выхода нет. И здесь правительству Сержа Саркисяна, "не принявшего" революционного восприятия изменений в общественных структурах, требуется немалая решительность для обеспечения проникновения результатов реформ в фундаментальные основы социальной системы, что требует длительного времени. Как отмечали известные российские экономисты В. Палтерович, Е. Ясин и другие, надо придерживаться пути культивирования институциональных реформ путем "их выращивания" и "облагораживания". Требуется поднять культуру институциональных инноваций, создав этим благоприятное институциональное окружение в экономике Армении.
Сохраняя избранный курс на свободную и высокоэффективную экономику, нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что ее функционирование в значительной степени определяется государственным устройством, формирующим экономические законы, создающим и обеспечивающим эффективные права собственности и влияющим на политику развития, а также создающим базисную структуру стимулов в экономике. Согласно программе, правительство уделит этому вопросу особое внимание. Эти стимулы будут направлены также на формирование благоприятной инвестиционной среды и привлечение иностранного капитала в Армению. Ее эффектом станет повышение уровня корпоративного управления и формирование бизнес-культуры или — с уклоном на программу — улучшение предпринимательской среды. На этот счет вполне четко высказался премьер: "У нас сегодня очень мало (если вообще они есть. . .) современных менеджеров, организаторов. Это поистине большая проблема, которую мы должны решить. . . "
Словом, должен быть продолжен поиск объяснения и нахождения истоков и предпосылок высокоэффективного экономического развития.