Логотип

ТРЕБУЕТСЯ ЗАЩИТА

для системы социальной защиты
Политика армянского государства в области социальной защиты, пожалуй, никогда не испытывала недостатка в курьезах. Однако с тех пор, как в социальной повестке отечественного правительства заняла свое "святое" место стратегическая программа по преодолению бедности, курьезы стали вечным спутником любых социальных инициатив. Практически чуть ли не каждый шаг на пути к своему безбедному будущему общество загодя воспринимает с опаской, ожидая очередного подвоха.
Темпы преодоления бедности, как видно из отчетов властей предержащих, не просто высоки, но и вовсе рекордны. И в этом направлении мы движемся аж семимильными шагами. Причем растем над собой, как говорится, и качественно, и количественно. Да еще и с опережением графика. К примеру, уже в 2004-м крайняя бедность в Армении, исходя из официальных цифр, достигла такого низкого уровня, который был предусмотрен на. . . 2013 год. Не правительство, а стахановцы социального фронта. Что касается темпов преодоления бедности вообще, то они не столь рекордны, но тем не менее и они давали основания ответственным за сферу социального обеспечения из года в год с гордостью рапортовать о сокращении количества бедных.
Впрочем, технология перевыполнения плана по бедности — вернее, по ее снижению — проста, как пареная репа, и, главное, неверна в корне. Поясню почему. Дело в том, что чиновничьи отчеты, говоря о сокращении бедности, ориентируются на снижение числа получающих семейное пособие по бедности. Так, напомню, в 2005-м из-за повышения размера пенсии на 1000 драмов правительство фактически лишило пособий по бедности многие семьи. Возросшая на каких-то тысячу драмов пенсия вывела пособистов за установленный порог, и их семейный бюджет в одночасье недосчитался более 12 тысяч драмов (столько составлял средний размер семейного пособия по бедности в 2005-м). Абсурд? Нет — стратегическое преодоление бедности.
Впрочем, уже 2-3 года порог для получения статуса пособиста постепенно снизился на пару пунктов, что, казалось бы, должно было повлечь за собой увеличение численности получателей пособий. Но за это время количество пособистов, как ни странно, не только не возросло и даже не осталось на прежней отметке, а наоборот — сократилось. Объяснение тому, прямо скажем, весьма своеобразное: дескать, выводил людей из списков бедных рост их доходов (повышение зарплаты, пенсии и пр.). В общем-то, эта версия могла быть убедительной, если бы под ростом доходов населения имелось в виду повышение уровня жизни. Однако. . . Как известно, наряду с увеличением доходов росли и растут расходы населения. Причем, как правило, население пребывает в вечном финансовом минусе, что, согласитесь, никоим образом не может отразиться на повышении уровня жизни.
Разве что нынешний год оказался исключением, если верить статистике. Во всяком случае, по предварительным данным Нацстатслужбы РА, доходы нашего населения в январе-сентябре 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года возросли на 25, 5% и составили 3, 9 млрд долларов. А вот расходы выросли на 23, 9%, составив 3, 8 млрд долларов. Причем 78% от этой суммы ($2, 9 млрд) люди израсходовали на покупку товаров и оплату услуг, что выше уровня января-сентября 2006 года на 21%. На столько же, кстати, возросла в годовом разрезе и средняя номинальная зарплата.
Между тем за те же девять месяцев нынешнего года объем трансфертов, поступивших в Армению, составил около 1, 2 млрд долларов, зашкалив предполагаемые отечественным Центробанком показатели (30% вместо прогнозируемых ЦБ 20%) , а заодно и превысив годовые показатели прошлого года. Сие, пожалуй, некоторым образом объясняет финансовый плюс, в котором пребывают наши сограждане, сами того не ведая. Ибо тотальное подорожание продуктов первой необходимости, которое началось еще в мае (как следствие — и некоторых промтоваров) , наряду с падением курса доллара как-то не позволило испытать приятных моментов, которые обычно дарует ощущение финансового плюса.
Впрочем, мы немного отвлеклись. С 2008 года средний размер пенсии составит 21840 драмов, что, по прогнозам Минфина, будет соответствовать планке уровня бедности. Посему, учитывая прежний печальный опыт (лишение пенсионеров пособий) , в 2008-м порог бедности с 33 баллов будет снижен до 28. Эти мероприятия, по предварительным расчетам, позволят не вылететь из списка пособистов около 30 тысячам граждан. Шаг, который, конечно же, нельзя не приветствовать (речь о снижении порога). Однако, согласитесь, данная метода неверна. Да, это, быть может, наилучший способ демонстрации международным организациям колоссальных достижений армянского правительства на фронте борьбы с бедностью. Но, увы, не более того. За этими искусственными цифрами скрыта реальная картина бедности в стране. И соответственно, отношение отечественной власти к борьбе с бедностью. И если мы не собираемся заниматься очковтирательством, то здесь требуется совершенно иная технология.
Рецептов предлагать не собираюсь. В качестве примера же приведу законодательную инициативу, с которой выступил депутат Виктор Даллакян. Суть предложенного заключается в следующем: факт повышения пенсии не может являться основанием для лишения пособия, если величина прибавки не превосходит размер пособия. Но "ответственные за бедность" лишь отмахиваются — дескать, им видней.
Может быть. Но согласитесь, наша проблема заключается не только в том, что у нас много бедных. В той же Европе, куда мы так рьяно стремимся, их тоже хватает, в том числе и среди пенсионеров. Главная беда в том, что у нас бедность особого рода. Бедность людей, которые работают или работали всю жизнь и вышли на пенсию. Наш пенсионер или, скажем, вкалывающий в поте лица работяга беднее безработного европейца, живущего всю жизнь на социалку.
Все сказанное лишний раз подтверждает, что подобными методами пытаться решить сегодняшние социальные проблемы в Армении практически невозможно. Конечно, чиновники могут рапортовать о снижении показателей бедности, крайней бедности и т. п. Но эти цифры, согласитесь, оторваны от реальности. Посему очевидно, что назрела необходимость, причем давно, в разработке совершенно иных, принципиально новых подходов в решении серьезных социальных проблем.
И потом. Недавние ценовые катаклизмы на отечественном продовольственном рынке наглядно продемонстрировали, что система социальной защиты должна быть максимально гибкой, способной мгновенно реагировать на рыночные процессы. А в нашем случае она неповоротлива и сама беззащитна. . .