Логотип

ОСЕНЬ ЭКС-ДИКТАТОРА

Абсолютно правы были те, кто утверждал, что вопрос власти в Армении (по крайней мере на 10 ближайших лет) фактически был решен посредством парламентских выборов. Согласитесь, господа, картина выглядит предельно ясно: две партии, набравшие на парламентских выборах наибольшее число голосов, намерены выдвинуть на президентские выборы своего кандидата. Этому кандидату предстоит в той или иной мере повторить результат выборов 12 мая. Элементарное знание арифметики подсказывает, что спустя 9 месяцев правящей коалиции не составит особого труда повторить этот результат даже со скидкой на специфику президентских выборов.
Неудивительно при этом, что правящая коалиция более остальных заинтересована в том, чтобы предвыборные процессы не выходили из русла цивилизованной полемики. Напомним, что парламентские выборы были признаны международными наблюдателями как соответствующие европейским требованиям, президентские выборы призваны закрепить эту оценку. Правящая коалиция сегодня, как никогда, заинтересована в стабильности внутриполитической обстановки, именно поэтому республиканцы постоянно твердят о необходимости вести предвыборную игру в рамках цивилизованных правил. Дестабилизация нужна тем силам, у которых нет иного шанса на прорыв, кроме как на волне дестабилизации: программа-минимум тер-петросяновского окружения — дестабилизировать обстановку, вынудить (спровоцировать) власть пойти на волевые (силовые) решения, а самим стать в позу жертв политических преследований. Репетицию этой программы мы уже наблюдали на примере событий 23 октября. . .Пока соратники Тер-Петросяна не вынудили власть прибегнуть к силовым решениям, им постоянно будут напоминать о том, как долго и изощренно глумилась над собственным народом аодовская власть. Эти напоминания отнюдь не способствуют успеху аодовского лидера на президентских выборах. Чтобы переломить общественное мнение, тер-петросяновским соратникам следует как можно быстрее оказаться в роли "жертв действующего режима" и тогда, возможно, общественность проникнется к ним сочувствием, а внешние силы и международные инстанции узреют в них узников совести и страдающих за демократию опальных деятелей. Сегодня, когда поутихли страсти, можно с высокой долей вероятности предположить, что провокация 23 октября была не последней и тактика проаодовски настроенных сил будет нацелена на дестабилизацию внутриполитической обстановки. Иного не дано. Цивилизованная полемика для Тер-Петросяна — наикратчайший путь к поражению.
Обратите внимание на следующий нюанс: объявляя с трибуны митинга 26 октября о намерении баллотироваться в президенты, Тер-Петросян сказал: "Честно говоря, я был настроен принять окончательное решение в преддверии выборных процессов. Однако насилие, которое в последнее время применила власть по отношению к моим соратникам, а также мощная энергетика этого митинга делают безотлагательным подобное решение". Нюанс этот подсказывает, что провокация 23 октября была не случайной, а спланированной. Ее участникам было хорошо известно, что вывести армянского полицейского из равновесия — плевое дело. В преддверии митинга, с трибуны которого Тер-Петросян намеревался объявить о намерении баллотироваться (информация об этом намерении "утекла" из-за неплотно закрытых дверей АОД незадолго до уличной акции) , уличная провокация и пострадавшие от стычки с полицией соратники пришлись как нельзя кстати. Экс-президент лично прибыл в отделение полиции, а потом пригрозил с трибуны митинга высокопоставленным полицейским чинам. . . Грубая работа!
Согласитесь, серьезный политик окончательно принимает столь серьезное решение об участии в президентских выборах под влиянием гораздо более весомых обстоятельств, нежели уличная провокация или такой эфемерный фактор, как "энергетика митинга"! Но Тер-Петросян счел в данном случае ссылку на события 23 октября наиболее подходящей. И это не случайно. Все дальнейшие его шаги будут направлены на реализацию сценария внутриполитической дестабилизации, в котором ему и его сторонникам уготовлена роль жертв политических репрессий и мучеников режима.Напомню, что попытка экс-президента вступить в предвыборную борьбу была встречена представителями некоторых политических сил с нескрываемым энтузиазмом: некоторые деятели сразу принялись заверять, что вовлечение Тер-Петросяна в политические процессы сделает предвыборную борьбу более идеологической. Однако первые же публичные выступления аодовского лидера показали, что он отнюдь не склонен к цивилизованной идеологической политике, а намерен построить свою агиткампанию на оголтелой критике постаодовской власти.
И, наконец, о главном. Диктаторы во все времена прикрывались демократическими лозунгами. Правление Тер-Петросяна чаще называли авторитарным, избегая слова "диктатура". На самом деле на смену диктатуре Политбюро пришла диктатура АОД и Тер-Петросяна. Все классические приметы диктатуры были налицо: репрессии по политическим мотивам, массовые аресты, запрет на партию, погромы в редакциях оппозиционных СМИ, политические убийства, легальная банда киллеров в системе МВД, тотальная фальсификация итогов выборов 1995-1996гг. , устрашение населения танками, жестокие избиения представителей оппозиции в СИЗО, массовая эмиграция, наличие политзаключенных и т. д.Согласитесь, забавно (мягко говоря) выглядят деятели, предвкушавшие идеологическую полемику с экс-диктатором! Последний откровенно наплевал на эти предвкушения, лишив околополитическую публику удовольствия лицезреть утонченные идеологические дебаты. Он не за тем вернулся в публичную политику, чтобы ублажать наш слух идеологическими экзерсисами. Диктаторы вообще не очень склонны к дискуссиям, тем паче диктаторы с застарелым комплексом нарциссизма.
У нынешней власти немало недостатков, но, согласитесь, не Тер-Петросяну о них говорить! Кстати, мировая история последних пяти десятилетий не знает примера, чтобы избежавший суда главарь диктаторского режима, промолчав 10 лет в тряпочку, вознамерился бы вернуться во власть и возглавить государство. . . В этом смысле опыт Тер-Петросяна по-своему уникален. Ну а нынешняя предвыборная осень, похоже, лишит его последней иллюзии — народы не реанимируют диктаторов. . .