Логотип

ДИАГНОЗ: ВАХХАБИЗМ

Нет ничего тайного, что не стало бы явным. И хотя тот факт, что Азербайджан является одним из центров международных террористических организаций, давно уже не тайна, на днях эта истина получила еще одно, более чем весомое доказательство. И пусть в Баку усиленно делают вид, что ничего особенного не происходит, закрытие нескольких посольств и офисов иностранных компаний из-за угрозы террористических актов — достаточно серьезные факты, чтобы хорошая мина смотрелась мало-мальски убедительно. Впрочем, фарисейство давно стало привычным образом действий официального Баку, который, обрушивая на Армению лавину чудовищных обвинений во всех мыслимых грехах, в том числе и терроризме, упорно "не замечает", что сам по уши погряз в сети международного терроризма.
Всю прошедшую неделю в столице Азербайджана из-за угрозы терактов были практически закрыты посольства США и Великобритании, о приостановке деятельности объявила одна из крупных нефтяных компаний — норвежская "Статойл". Министерство нацбезопасности АР, не видя выхода из позорной ситуации, поспешило объявить о том, что предотвращены крупные теракты в то время, как в МИД заявили, что, дескать, никакой опасности не существует. Впрочем, парадоксы азербайджанского образа действий давно уже никого не удивляют.
Между тем новостные сводки последних недель буквально пестрели сообщениями, связанными с приверженцами ваххабизма. Приведем лишь часть их: в результате облавы в Сабаильском районе были арестованы 4 ваххабита, из воинской части сбежал ваххабит — лейтенант азербайджанской армии, прихватив с собой кучу оружия, в военных училищах Баку прошли аресты курсантов и офицеров, которые обвиняются в принадлежности к экстремистской секте ваххабитов. Это, повторюсь, лишь небольшая часть тех событий, сообщения о которых появились в прессе, сколько осталось "за кадром" — сложно сказать.
Естественно, в Баку вспомнили о своей безграничной толерантности и слегка встрепенулись. Широкое распространение религиозного экстремизма, проповедующего нетерпимость к представителям других конфессий, как-то не очень вяжется с широкомасштабной программой по провозглашению Азербайджана "самой толерантной страной в мире". Это смекнули даже самые топорные деятели и поспешили заявить, что, дескать, "угрозы толерантности не существует", "угрозы терактов не существует" и вообще причин для беспокойства нет. Тут особо отличилась вице-спикер парламента Бахар Мамедова, которая выдала следующие перлы: "Эти вопросы, независимо от их характера, являются террором. К ним надо подходить как к террору и давать соответствующую оценку. Если в Азербайджане существует терпимость, это не значит, что ею можно пользоваться как угодно. Мы нетерпимы к преступности, террору и антигуманным действиям". Естественно, не обошлось и без обвинений в адрес Армении: некий "специалист в области борьбы с террором", К. Салимов, не исключил причастности к ситуации армянских спецслужб. Приходится удивляться, что подобная мысль прозвучала всего в одном интервью, ибо все те чудовищные и голословные обвинения в терроризме, которые азербайджанская сторона с пеной у рта не устает выдвигать в адрес Армении, реальным бумерангом сегодня ударили по самому Азербайджану.
Между тем для независимых наблюдателей ситуация была абсолютно прогнозируема. Более того, эксперты напрямую связывают распространение ваххабизма и превращение Азербайджана в один из очагов международного терроризма с последствиями Карабахской войны, в ходе которой в азербайджанскую армию были привлечены многочисленные наемники — чеченцы и афганцы, а среди их командиров были известные террористы, за которыми тянется длинный шлейф страшных преступлений. В своей книге "Турция и карабахский конфликт" армянский историк Гайк Демоян отмечает: "Привлечение чеченцев и афганцев в боевые действия в Карабахе и обоснование их на территории Азербайджана со временем обернулось серьезной проблемой для Баку. В Азербайджане процесс ваххабизации идет по нарастающей, и это вызывает серьезные опасения в плане появления новых очагов напряженности".
Уже в середине 90-х было ясно, что Азербайджан оказался в паутине международного терроризма именно в силу вовлечения в военные действия в Карабахе афганских моджахедов, оставивших после себя ячейки действующих под прикрытием "исламской благотворительности" многочисленных террористических организаций. В столице Азербайджана создана самая настоящая террористическая инфраструктура, призванная служить в качестве перевалочного пункта для террористической деятельности и ее финансирования. Сеть радикальных исламских группировок окутала Азербайджан, превратив его по сути дела в один из центров международного терроризма. Само собой разумеется, что подобные вещи не могли происходить по меньшей мере с ведома и молчаливого согласия властей Азербайджана и наверняка в обмен на обещание всемерной поддержки и участия в проведении операций против Армении и НКР.
В газетной статье нет смысла восстанавливать всю историю появления и укрепления позиций радикальных исламских группировок на территории Азербайджана. Но нельзя не вспомнить по крайней мере о двух общеизвестных фактах. Первый касается практически одновременных взрывов американских посольств в Кении и Танзании в августе 1998 года, которые, согласно отчетам ФБР, координировались и направлялись из Баку. И второй известный факт: нити терактов 11 сентября в Нью-Йорке вели, в числе прочих, к ячейкам "Аль-Каиды" в Баку: в "заключительном отчете" о терактах в Нью-Йорке Азербайджан и его столица фигурируют как места средоточия известных террористов и их организаций.
Таким образом, можно констатировать, что международное сообщество фактически платит сегодня за то, что в свое время закрывало глаза на активное вовлечение в боевые действия против армянского народа представителей радикальных исламских группировок и террористических организаций. Не было признано то очевидное обстоятельство, что Армения и Карабах держали тогда первую линию фронта в борьбе против международного терроризма, не скрывающего своих агрессивных намерений проникнуть на территорию стран бывшего СССР — и Азербайджан стал для этого самым удобным плацдармом. Сегодня этот плацдарм становится крайне опасным в качестве очага терроризма, несущего угрозу не только иностранным дипредставительствам, но и собственно народу Азербайджана, и реально угрожающего миру и стабильности региона — в самом широком географическом и геополитическом значении этого слова.

P. S. В четверг посольства работали уже в прежнем режиме. Американcкий дипломат Д. Хенник в утешение стране пребывания снисходительно заявил, мол, угроза терактов существует в любой стране. Опасность жизни в виде сваливающегося на голову кирпича действительно есть в любой стране, но посольства почему-то закрывают только в Баку.