Интересно, сколько составляет ежегодный взнос Армении за членство в ЮНЕСКО и как он вообще оправдывает себя? На что тратятся деньги армянских налогоплательщиков, поступающие на счета этой международной организации? И есть ли прок от того, что наши чиновники опять же за государственный счет систематически наносят визиты в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже, в рамках разнообразных мероприятий колесят по миру, участвуют в каких-то симпозиумах, ассамблеях, семинарах, ведут переговоры, о чем-то договариваются, за что-то голосуют и т. п.?
НЕУЖТО ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ С НЕМАЛЫМИ ЗАТРАТАМИ ИЗ ГОСКАЗНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, чтобы получить от бюрократов ЮНЕСКО «армянский паспорт» на дудук, лаваш, танец кочари? Или получить сертификат о признании Храма Солнца в Гарни в качестве «объекта мирового культурного достояния» и потом радостно хлопать в ладоши, будто мы сами и не подозревали о цене и значимости этой жемчужины?
На деле все эти бюрократические процедуры подобны тому, как если бы человека уговорили раздеться догола, а потом ему же продали снятые с него шмотки. А он бы танцевал от радости, что приобрел себе новую одежду. И вообще, вся эта рафинированная контора, провозгласившая себя хранительницей общемирового культурно-исторического наследия и поборницей идей гуманизма и мира во всем мире, на деле напоминает балаганный аукцион с распродажей толстосумам безделушек и абстрактных лотов.
Примерно так: внимание, лот номер такой-то! Выставляется на продажу право на толму как на национальное достояние. Лот представляет из себя бараний фарш с рисом в виноградных листьях (говяжий в капусте уже продан). Стартовая цена на нематериальное достояние такая-то. Государство в первом ряду уже подняло руку… Ой, извините, страна в третьем ряду предлагает больше… А вот в конце зала видим активность какой-то республики… Ах, не успела она назвать свою сумму, как монархия из второго ряда сразу взвинтила цену вдвое выше последней ставки…
Правда, данная монархия не имеет отношения к региону, где испокон веков кушали толму, но, сами понимаете, аукцион у нас сверхдемократичный и всем странам и народам надо предоставить возможность гордиться национальным достоянием, неважно чьим, но обязательно проплаченным. Итак, монархия во втором ряду…, один, два, три… Продано! Поздравляем! Следующий лот – звон бубенцов с коровьего ошейника…
Каким бы вульгарным ни показалось такое сравнение, будем честны: по сути именно так и решаются в ЮНЕСКО вопросы. Ханжество, лицемерие, деньги и связи — вот что в реальности управляет этой глубоко бюрократизированной конторой, не раз оказывавшейся в центре международных скандалов с коррупционным привкусом, кое-как замятых стараниями патронирующей ее организации – ООН. Которой, впрочем, самой уже некуда прятаться от дурной славы.
К чему все это мы вдруг вспомнили? А к тому, что на днях в Арцахе был варварски разрушен очередной армянский храм — церковь Сурб Нерсес Мец в оккупированном Мартуни. И в очередной раз ЮНЕСКО никак, от слова вообще, не отреагировала и на этот акт вандализма и культурного геноцида, наплевав на собственный устав и на Гаагскую конвенцию от 1954 года. В которой черным по белому написано, что уничтожение под любым предлогом исторического и культурного достояния враждебного народа и государства является преступлением и подлежит осуждению.
И ЭТО ЛИШЬ ОДИН ЭПИЗОД ИЗ ВСЕЙ СТРАШНОЙ КАРТИНЫ КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА В КАРАБАХЕ.
Уже который год Азербайджан ведет систематическую работу по уничтожению многовекового армянского культурного-исторического наследия Арцаха, рушит, ломает, закапывает в землю, присваивает и искажает под свою выдуманную историческую идентичность, а контора ЮНЕСКО наглухо умолкла в тряпку, как будто и в помине не было никакого армянского Арцаха и его тысячелетней истории.
Ладно бы, эта организация открестилась от роли третейского судьи под предлогом своей некомпетентности или отсутствия полномочий. Но ЮНЕСКО закрывает глаза на собственный устав и не желает признать полномочия, которых для такого рода дел у нее есть с лихвой. Тамошним чиновникам предпочтительнее всего разок направить запрос в Баку с «покорнейшей просьбой» разрешить экспертной комиссии посетить Карабах, получить заведомо известный отрицательный ответ под каким-нибудь идиотским предлогом, и с легким сердцем откланяться. Дескать, все, что было в наших силах, мы сделали, а дальше сами знаете.
История с Нахиджеваном в точности повторяется в Арцахе. Армянское культурно-историческое наследие, освященное верой, потом и кровью поколений, словно песок сквозь пальцы, уходит в забвение, а вместо него, насмехаясь, нам хотят всучить какие-то идиотские сертификаты с ничего не значащим содержанием.
Так зачем нам ЮНЕСКО вообще? Чтобы подороже продавать право на свое же наследие, или, того хуже, перепродавать его другим? Есть же страны, не являющиеся членами этой абсолютно бесполезной организации! И ничего, их культурно-историческое наследие никуда не делось, все у них нормально с охраной национального достояния, да и народы этих стран не превратились без ЮНЕСКО в пещерный сброд. Так зачем же нам нужен этот аукцион?
