…Они идут по пустыне — мужчины в сюртуках и жилетках, в котелках и канотье, и их породистые, яркие лица напряжены до предела. И кажется, нет конца этому людскому потоку — армянская интеллигенция первой идет на крестную муку, на смерть, на Голгофу, на ту Голгофу, на которую вслед за ней взойдет целый народ…
И кажется, навсегда останутся в памяти эти, наверное, самые драматичные кадры из фильма «Молчание Вардапета» Вигена ЧАЛДРАНЯНА.

НА ДНЯХ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ ДОМА КИНО ДВА ВЕЧЕРА ПОДРЯД ПРОХОДИЛИ ПОКАЗЫ КАРТИН режиссера, сценариста и продюсера Вигена Чалдраняна — «Молчание Вардапета» и «Господи, помилуй». Точнее, не просто показ. «Эту встречу организовал Государственный институт театра и кино в лице его прекрасного ректора Сары Налбандян Мы не раз обсуждали формат встречи со студентами, и, наконец, остановились на таком варианте», — говорил режиссер прежде чем зажегся экран.
И вот это произошло. Фильмы и люди, в основном молодые. Диалог со зрителем. Через экран и непосредственно вопросы-ответы. «Давайте не забывать, что я пригласил вас не на пресс-конференцию, а всего лишь на беседу об армянской культуре и армянском кино…». Художник у времени в плену. Художник, для которого место и роль интеллигенции в социуме — не ось беседы с молодежью, но сквозная тема творчества.
«Я думаю, Комитас был послан нам свыше, как живая нравственность народа. Сегодня наша задача — вернуть эту нравственность через обращение к Комитасу. Лично для меня он представляется нашим спасителем сквозь призму искусства», — вот основная позиция создателя «Молчания Вардапета».
Фильм был снят в 2015 году, ровно 10 лет назад, когда прошло 100 лет со времени Геноцида армян в Османской империи. Тогда его почему-то не удалось посмотреть. Просмотр 10 лет спустя. Пока мы смотрим фильмы, фильмы смотрят нас… Наверное, тогда, десять лет назад, он воспринимался по-другому. В преломлении дня сегодняшнего «Молчание Вардапета» становится не только данью памяти и поиском ответов на мучительные вопросы, но предупреждением.
«Молчание Вардапета» — почти белое безмолвие. При воспоминании о чалдраняновских «Путешествии Мартироса» или «Жрицы» он кажется нарочито блеклым. Белые стены и белые коридоры, белые рубахи обитателей лечебницы Виль Жюиф — и дышащее, лепное лицо Комитаса в исполнении Артавазда Хачатряна. И по какой-то странной ассоциации лейтмотивом этого мира, который что-то или кто-то лишил красок, встает голос Высоцкого — «… Наши горла отпустит молчание, наша слабость растает, как тень. И наградой за ночи отчаяния будет вечный полярный день…».
«Лично для меня Комитас, так же как Нарекаци, не умер, — говорил Виген Чалдранян. — Они настолько загадочные фигуры, что их можно и нужно познавать и раскрывать постоянно, чтобы не забыть свои корни… Кроме лжи, нам должно быть присуще и нечто более возвышенное, потому что мы – нация, первая принявшая христианство в качестве государственной религии. Но, увы, многие, умеют только креститься и зажигать свечи, ни на что большее они не способны… Мой фильм не политический, он всего лишь озвучивает мою правду, которая совпадает с правдой многих очень уважаемых в нашей стране людей… В тотальной тишине и молчании мы принимаем то, что нам навязывают. Потом, когда придут новые поколения, мы поймем: что-то упустили. А между тем все начинается с культуры. Есть два реальных воина — воин, который охраняет границы, и воин, который охраняет душу. Если двери души распахнуты и никто их при этом не охраняет, туда может залететь любой мусор. Надо уметь это предотвращать».
ПОСЛЕ «МОЛЧАНИЯ ВАРДАПЕТА» РЕЖИССЕР И САМ НАДОЛГО «ЗАМОЛЧАЛ», хотя за 10 лет киномолчания вышли в свет две его книги. В 2022 — сборник, названный по-прустовски «В поисках реальности», а недавно, в 2024 году — «Снятые-неснятые фильмы», объединившие разные жанры — рассказ, новелла, пьеса, наконец, киносценарий «Одинокий волк», который еще ждет своего часа. Как ждет своего часа сценарий фильма, посвященный Григору Нарекаци, который получил благословение Католикоса Всех армян Гарегина Второго. Вообще, есть у Художника мечта — сделать кинотрилогию, объединяющую Комитаса, Нарекаци и Месропа Маштоца, и пока пройден лишь первый этап этого большого пути.
Тем не менее, Виген Чалдранян собирается прервать затянувшееся молчание, чтобы снова встать за кинокомандный штурвал и крикнуть «Мотор!».
«Хочу выразить свою глубочайшую благодарность ректору ГИТиК-а Саре Налбандян не только за организацию этой встречи. Мы уже почти год работаем над сценарием — очень глубоким, очень интересным, автором которого является Сара, и кажется, эта работа подходит к концу. В главной роли в новом фильме выступит Микаел Погосян. Если Богу будет угодно и мы полностью найдем финансирование, часть которого уже предоставило Министерство, в ближайшее время мы приступим к съемкам», — сообщил режиссер.
На показе «Молчания Вардапета» присутствовал и Вардан Мкртчян, исполнитель роли главного героя фильма, журналиста, писателя и исследователя Эдгара Новенца и директор Национального театра им. Сундукяна.
«Впервые я пришел в зал Дома кино вместе с отцом, когда мне было семь лет. И сейчас, простояв несколько минут в фойе, я очень обрадовался — это в первую очередь относится к вам, дорогая наша молодежь, тому, что сегодня в этом зале вы можете увидеть таких мастеров, как Арутюн Хачатрян, Эдгар Багдасарян, Микаэл Погосян, Грант Варданян, Виген Чалдранян и многих других. Нам есть кем гордиться! Несколько дней назад в Центре Помпиду прошел показ-ретроспекция фильмов Арутюна Хачатряна. Это важно не только для Арутюна Хачатряна — это важно для всех нас. Когда Виген Чалдранян снимает классное кино, это важно не только для Вигена Чалдраняна — это важно для всех нас. Надо пользоваться талантом Вигена Чалдраняна и прилагать усилия к тому, чтобы он никогда не прекращал делать фильмы», — сказал Вардан Хачатрян.
«… Есть два реальных воина — воин, который охраняет границы, и воин, который охраняет душу…». Наши души сегодня нуждаются в таких воинах-хранителях не меньше, чем наши границы. А Виген Чалдранян давно доказал, что он в этом отборном роде войск — воин.
