Любимый не одним поколением разноплановый творец и наш соотечественник Стас Намин (Анастас Микоян) в последние годы нередко приезжает в Армению, где участвует в разных культурных мероприятиях — от музыкально-сценических до выставочных. Недавно он вновь побывал в Ереване, ставшем для него одним из родных городов во всех смыслах. Как признался на одной из ереванских встреч сам Намин, члены его семьи уже получили гражданство Республики Армения, он приобрел в Ереване квартиру и планирует жить здесь время от времени.

ВО ВРЕМЯ НЫНЕШНЕГО ВИЗИТА В ЕРЕВАН СТАС НАМИН РАССКАЗАЛ о своем многоплановом творчестве и его истоках, поделился связанными с Арменией планами на ближайший период и раскрыл интересные фрагменты своей жизни. Кстати, ни один его приезд на родину предков не обходится без поездки в Санаин, где родился, вырос, жил и учился в школе Санаинского монастыря его знаменитый дед, видный политический деятель советской эпохи Анастас Микоян. Сегодня его внук и по рождению полный тезка Стас Намин — Анастас Микоян при поддержке мэра города Алаверди реставрирует Музей братьев Микоян в Санаине и намерен сделать его одним из привлекательных культурных центров не только Лорийского марза, но и всей Армении.
В конце октября Стас Намин удостоился премии «Текеян» и пополнил список видных деятелей разных сфер, в разные годы ставших лауреатами этой престижной награды. В номинации «Изобразительное искусство» жюри конкурса назвало лучшей картину Намина «Санаин», в которой автор сумел передать древность монастыря, присущую ему таинственность и красоту окружающей его природы в интересных колористических решениях.
На протяжении долгих лет Стас Намин был известен армянской публике больше как музыкант, создатель и лидер рок-группы «Цветы», имевшей бешеный успех у советской публики. Представить его в каком-либо другом качестве – продюсера, театрального и кинорежиссера, фотографа и особенно художника было непросто. Тем не менее, несколько лет назад он приехал в Армению с рядом культурных проектов и предстал перед публикой во всей своей многоплановости, еще раз подтвердив свою многогранную одаренность.
«Я занимаюсь разными видами искусства, и каждое доставляет мне отдельное удовольствие. – признался Стас Намин. – Жизнь распорядилась так, что я родился, жил и живу в Москве, но остаюсь выходцем из армянской семьи. Мой отец, Алексей Микоян, был военным летчиком и сыном известного партийного деятеля СССР Анастаса Микояна. Моя мама, ей сейчас 97 лет, — музыкант, искусствовед, писатель Нами Микоян (Арутюнова), чье имя я использовал в качестве творческого псевдонима. Она часто привозила нас в детстве в Армению и была дружна с крупными деятелями армянской культуры, такими, как Мартирос Сарьян, Эдуард Мирзоян и другими. Моим первым учителем музыки в широком смысле был Арно Бабаджанян, а по рисунку и живописи Мартирос Сарьян. Но это было в далеком детстве и юношестве, когда я не мог и представить, что стану музыкантом или художником: тогда я занимался этими видами творчества для себя. В какой-то момент юношеской жизни для меня существовали только девчонки и рок-н-ролл…»

СТАСУ БЫЛО 10 ЛЕТ, КОГДА ЕГО ОПРЕДЕЛИЛИ В МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ. По окончании 7-летнего курса он поступил в Институт иностранных языков, а затем перевелся в МГУ им.Ломоносова на филологический факультет, изучал литературу и философию. Еще одно образование он получил на Высших курсах сценаристов и режиссеров при «Госкино СССР.
«Жизнь моя всегда содержала «армянские» страницы. В МГУ я писал дипломную работу по философии и взял тему «Философия Уильяма Сарояна», так как очень любил литературу этого непревзойденного писателя. Кстати, у Сарояна есть рассказ про моего деда Анастаса Микояна, известный не очень широкому кругу читателей, но уже имеющийся в переводах на русский и армянский языки, — продолжил Стас Намин. – Рассказ очень смешной и при этом глубокий. В качестве основы Сароян взял факт визита Анастаса Микояна в США и снабдил его художественным вымыслом. В нем описывается, как американские армяне-дашнаки готовятся к встрече с Микояном-коммунистом, заранее настраиваясь негативно. Но официальная встреча перерастает в атмосферу дружбы, любви и тепла, без которых не обходится у армян».
В 1980 г. Стас Намин вместе со своей группой выпустил первый авторский альбом «Гимн Солнцу», включив в него песню на слова Паруйра Севака – армянского поэта, который считался опальным и за пределами Армении был запрещен. По словам Намина, его мама любила поэзию Севака и приобщила к ней сына. В 1981 г. Намин решил переехать и жить в Армению, где на базе «Армконцерта» организовал масштабный музыкальный фестиваль, прошедший на ереванском велотреке и имевший огромный успех. О событии написала зарубежная пресса – «Таймс», «Штерн» и другие издания, после чего у Стаса отобрали паспорт и выселили его из Армении.
«О том, что я натворил в Ереване, из ереванского КГБ известили КГБ Москвы. С тех пор я надолго расстался с Арменией физически, — вспоминает Стас Намин. – Но несколько лет назад обо мне вспомнили, и при поддержке Министерства культуры Армении я смог организовать здесь серию творческих проектов: познакомил армянскую публику со своей симфонической музыкой, театральными постановками, работой в кино, живописью. В своей театральной студии я поставил спектакль по Уильяму Сарояну, премьера которого была приурочена к 100-летию Геноцида армян. Вообще в СССР и, в частности, в России, фраза «Геноцид армян» никогда не упоминалась: ни в публикациях, ни в газетах и журналах, ни на телевидении. Нам удалось организовать три важных события: премьеру этого спектакля, премьеру моего фильма «Древние храмы Армении» и концерт в Большом зале Московской консерватории, в программу которого были включены моя симфония Centuria S-Quark и сочинения Арама Хачатуряна, исполненные Российским национальным оркестром. Благодаря этим проектам о Геноциде армян в Османской империи и 100-летней годовщине этой трагедии написали более 50 СМИ мира. Для меня это – большая гордость, так как после этого в России стали говорить о Геноциде».

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ «ДРЕВНИЕ ХРАМЫ АРМЕНИИ» ОСНОВАН НА МАТЕРИАЛЕ, который был собран во время более чем 2000-километрового путешествия Стаса Намина по стране своих предков. В картине есть интервью с Католикосом Всех армян Гарегином II, в котором он говорит о религии и культуре Армении. Фильм, по словам Намина, сделан на доступном всем языке. Он уже есть и в переводе на английский язык, что существенно расширяет его аудиторию.
«Это фильм-откровение, где очень понятным, простым языком, но весьма глубоко сформулировано значение древней культуры Армении и ее христианской религии, которая толерантна и уважает религию других народов», — подчеркнул автор.
Стасу Намину в будущем году исполняется 75 лет, и у него, по собственному признанию, будет возможность показать все, чем он занимается. В начале мая планируется приезд в Армению Театра Намина, который выступит с несколькими спектаклями на сцене Государственного театра музыкальной комедии им.А.Пароняна. В Большом концертном зале «Арам Хачатурян» будут исполнены его симфонические произведения. Кстати симфонию Centuria S-Quark пять лет назад записал Лондонский симфонический оркестр, а сюиту «Осень в Петербурге, или Музыка из неснятого фильма» пару лет назад — Королевский филармонический оркестр Великобритании.
«После трагедии в Карабахе, а правильно говорить Арцах, в моей жизни также произошла личная трагедия, да и мир начал идти не туда. Мне показалось, что мир катится вниз, и я написал еще одно серьезное произведение. Надеюсь, что удастся сыграть в Ереване и его, — сказал Стас Намин․ — Намечается также выставка моих картин. Армянскую тематику я представлю в Национальной галерее Армении, а экспозицию под названием «Корни рок-н-ролла», в которую войдут портреты музыкантов, у которых я учился, тех, кто был моими кумирами, а сегодня мои друзья — в одной из ереванских галерей. Надеюсь, что неделя моего творчества придется по душе соотечественникам и гостям Армении»․
