Логотип

КАЗАХСТАНСКАЯ «НАГРАДА» ПАШИНЯНА НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНТЕРЕСАМ АРМЕНИИ

Этот символический шаг внешней легитимности служит не Армении, а тому региональному проекту, в котором Пашинян является не принимающим решения, а исполняющим решения, написал на своей странице в ФБ руководитель «Центра европейских исследований» ЕГУ, кандидат политических наук, доцент Владимир МАРТИРОСЯН, коснувшись врученной президентом Казахстана Токаевым Пашиняну государственной награды.

Публикацию полностью приводим ниже.

«ВРУЧЕННАЯ ТОКАЕВЫМ ПАШИНЯНУ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАГРАДА, КОТОРАЯ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ обычным дипломатическим жестом или межгосударственным дружественным протоколом, на самом деле имеет гораздо более глубокую политическую логику. Ее следует рассматривать не просто как оценку Казахстаном своих отношений с Арменией, а как выказанный туранской геополитической системой шаг внешней легитимации нынешней власти Армении.

Если бы такая награда была вручена Турцией или Азербайджаном, это в восприятии армянской общественности безусловно, нанесло бы ущерб и без того ослабленной внутренней легитимности Пашиняна, получение награды от враждебного государства стало бы для него тяжелым политическим ударом. Чтобы избежать всего этого, Турции и Азербайджану целесообразнее, чтобы акции «признательности» или «поддержки» в адрес Пашиняна осуществлялись без акцента на их непосредственное участие, а руками третьего, относительно нейтрального, воспринимаемого как формальный партнер государства.

В последние годы Казахстан стал той площадкой, на которой процессы туранской интеграции не только активизировались, но и приобрели институциональный характер. Организация туранских государств, совместные парламентские форматы, культурно-политические инициативы и программы координации связей между странами региона превратили Казахстан в промежуточного, но влиятельного актора и страну, посредством которой можно реализовывать совместные политические сигналы Турции и Азербайджана, не привлекая к себе чрезмерного внимания и не вызывая негативной реакции внутри Армении. Поэтому награда и почести, оказанные Пашиняну Токаевым, практически становятся свободным от критики туранских центров опосредованным сигналом, который выполняет одновременно и внешнюю, и внутреннюю функцию.

Для Пашиняна эта награда важна не как очередная отсылка к международным отношениям, а как возможность частично компенсировать кризис его внутренней легитимности. После потери Арцаха, развала системы безопасности, территориальных уступок, ослабления государственных институтов, нарушения территориальной целостности РА и особенно непрекращающейся борьбы с церковью, его власть серьезно утратила внутреннюю опору и легитимность. В этих условиях власть все чаще и больше пытается компенсировать падение внутригосударственного доверия демонстративными формами внешней «признательности»: именно этому служит и врученная Токаевым награда, представляемая как символ международного признания.

С точки зрения туранской системы, Пашинян ценен тем, что в условиях сопротивления и рискованности реализовал те политические шаги, которых долгие годы невозможно было ожидать от Армении: окончательное опустошение Арцаха, разрушение армянской системы безопасности, развал и деинституционализация роли диаспоры, снижение региональной роли Армении, усиление давления на национально-духовные институты, раскол общества, назначение внутренних врагов. Эти шаги входят в прямое соответствие с той региональной моделью, где Армения рассматривается не как самодостаточный субъект, а как некое звено территориально-коммуникационных проектов, обслуживающий актор.

Пашинян в этой модели – инструментальное присутствие, которое «награждается» и ценится. Эта награда исходит с точки зрения именно туранских геополитических интересов, а не Армении.

В конце концов, «награда», представленная в столь помпезных формулировках, не имеет никакого отношения к государственным интересам Армении. Она направлена на одну цель: укрепление внешней легитимности приемлемого и полезного для туранской системы лидера, которое происходит руками Казахстана – без открытого участия Турции или Азербайджана, чтобы не нанести ущерба внутренним позициям Пашиняна. В итоге этот символический шаг внешней легитимности служит не Армении, а тому региональному проекту, в котором Пашинян является не принимающим решения, а исполняющим решения.

P.S. А что в конечном итоге происходит со странами, удостаивающимися дифирамбов, аплодисментов, высоких приемов, наград, оваций в сенатах, объятий голливудских звезд и президентов, лучше всего иллюстрирует пример Украины и ее лидера Зеленского, который спустя некоторое время после получения всего вышеперечисленного, на днях фактически зачитал некролог своей страны» — написал Владимир Мартиросян.