Сегодня в Москве хоронили Никиту Симоняна – легенду мирового футбола. Несколько недель назад Никита Павлович (Мкртич Погосович) отметил 99-летие, и даже в этом возрасте он продолжал сохранять физическую активность и ясный ум. Олимпийский чемпион, лучший бомбардир в истории московского «Спартака», многократный чемпион СССР как футболист и тренер – это все о нем. О человеке-эпохе.
ЗНАМЕНИТЫЙ ФУТБОЛИСТ РОДИЛСЯ В 1926 ГОДУ В АРМАВИРЕ, но вскоре семья Симонянов переехала в Сухуми. Там в составе местного «Динамо» Никита начал заниматься футболом и дебютировал на профессиональном уровне. В 1946 году 20-летний нападающий получил приглашение в московские «Крылья Советов». Клуб выступал в высшей лиге чемпионата СССР, но вскоре был расформирован. Однако Симонян успел проявить себя и без команды не остался.
Забивного форварда в 1949 году пригласил московский «Спартак», который в тот период не занимал в советском футболе лидирующих позиций, но всеми силами стремился к вершине. Вместе с Симоняном состав столичного клуба пополнил ряд других перспективных футболистов, и результат не заставил ждать. В период с 1952 по 1958 год спартаковцы четыре раза выигрывали чемпионат СССР.
Вклад Симоняна в эти успехи был ощутимым –почти в каждом сезоне он попадал в список 33 лучших игроков чемпионата, трижды становился лучшим бомбардиром. В 1950-м спартаковский форвард наколотил в первенстве страны невероятные 34 мяча – рекорд, которые был побит лишь в 1985 году нападающим «Днепра» Олегом Протасовым (честность последнего достижения до сих пор вызывает сомнения у экспертов). Сам Никита Павлович в 2008 году так прокомментировал рекорд Протасова: «Доказательств, что был сговор, у меня нет. Но вопрос в другом. Чувствует ли Олег удовлетворение от своих 35 голов? Не уверен. А я от своих 34 чувствую».
Симонян сохранил верность «Спартаку» и выступал за команду до конца карьеры в 1959 году. При этом конкуренты красно-белых несколько раз делали ему крайне заманчивые предложения. Об одном из таких рассказывал сам Никита Павлович. В 1951 году его вызвал к себе Василий Сталин, курировавший действующих чемпионов – команду ЦДСА (нынешний ЦСКА). Сын «отца народов» без прямых угроз, но настоятельно рекомендовал Симоняну перейти в стан армейцев, намекая на возможные негативные последствия в случае отказа. Но футболист не поддался и честно высказал Сталину-младшему свою позицию.
«Я в «Спартаке» состоялся как игрок благодаря тренерам и партнерам. Разрешите мне остаться. Тот оборачивается к свите: «Вы слышали? Человек мне правду в глаза сказал! Иди играй за свой «Спартак» и помни, что я тебя приму в любое время по любому вопросу»», — вспоминал спустя годы Никита Павлович.
Бутсы на гвоздь форвард повесил в 33 года, находясь в отличной форме, поэтому его решение завершить игровую карьеру многие не поняли. Знаменитый комментатор Николай Озеров сказал спартаковцу, что тот совершает преступление, но Симонян возразил: лучше самому закончить, чем ждать, пока тебя настоятельно попросят.
ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТ В «СПАРТАКЕ» НАПАДАЮЩИЙ ПРОВЕЛ 245 МАТЧЕЙ, забив 160 мячей. После ухода Симоняна из футбола прошло 66 лет, а никому из его современных одноклубников до сих пор не удалось превзойти это достижение.
Один из лучших форвардов чемпионата СССР был просто обязан играть за сборную страны, но произошло это далеко не сразу. В составе национальной команды он дебютировал лишь в 1954 году, уже будучи двукратным чемпионом СССР и трехкратным обладателем приза лучшему бомбардиру первенства. В первом же матче с Швецией (7:0) Симонян сделал дубль. Спустя два года был включен в состав сборной СССР на Олимпийских играх в Мельбурне, но сыграл лишь в финальном матче. Главный тренер Гавриил Качалин сделал выбор в пользу более опытного спартаковца, усадив на лавку молодого Эдуарда Стрельцова, который прекрасно провел предыдущие матчи турнира.
В финале сборная СССР с минимальным счетом 1:0 победила Югославию, а золотые медали по регламенту тех лет получали только участники финала. Симоняну было очень неловко, и он несколько дней ходил за Стрельцовым, настоятельно предлагая отдать свою олимпийскую медаль. Молодой звезде сборной пришлось практически нагрубить партнеру по команде, чтобы тот оставил свои попытки: «Еще раз подойдешь – перестану с тобой разговаривать. Мне 19, тебе – 30. Для тебя медаль последняя, а я еще выиграю».
Олимпийским чемпионом Стрельцову стать было не суждено – вскоре он угодил за решетку по обвинению в изнасиловании. Обескровленная потерей главной звезды сборная СССР поехала на ЧМ-1958 в Швецию. Симонян был капитаном команды, забил гол в ворота англичан на групповом этапе, а советская команда дошла до четвертьфинала, где проиграла шведам (0:2). После чемпионата мира Никита Павлович провел еще три матча за сборную и завершил международную карьеру с результатом 10 голов в 20 матчах.
После ухода из футбола Симонян решил стать тренером. Планировал отучиться в Высшей школе тренеров, но судьба распорядилась иначе. Начальник «Спартака» Николай Старостин тут же предложил вчерашнему игроку возглавить команду. «Я был просто ошарашен, в чем и признался Николаю Петровичу. «Поможем», — сказал он с такой уверенностью, что у меня отпали все сомнения», — рассказывал Симонян.
Тренерский девиз Никиты Павловича был таким: «Если хочешь стать тренером, убей в себе игрока. Ни в коем случае нельзя говорить футболистам: вот когда я играл, делал так-то и так-то».
В ПЕРВОМ СЕЗОНЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА «Спартак» не попал в призовую тройку. В следующем чемпионате команда заняла третье место, а уже в 1962 году завоевала чемпионский титул. После этого Никита Павлович вместе с красно-белыми взял два Кубка СССР. В 1969 году Симонян-тренер выиграл со «Спартаком» второй чемпионский титул и спустя три года окончательно покинул клуб.
Однако на этом тренерские подвиги Симоняна не закончились. В 1973-м он принял ереванский «Арарат» и добился с ним сенсационных успехов. В первом же сезоне армянский клуб сделал золотой дубль, выиграв чемпионат и Кубок страны в драматичном финале против киевским «Динамо». То чемпионство так и осталось единственным в советской истории «Арарата».
В конце 1970-х Симонян без особых успехов поработал со сборной СССР, затем возглавлял одесский «Черноморец» и вернулся в «Арарат» в сезоне 1984/85. На этом 59-летний специалист завершил тренерскую карьеру, следуя собственному правилу: уходить нужно вовремя.
Но вот футбол из жизни Симоняна не уходил никогда. Никита Павлович перешел на административную работу, несколько лет был начальником сборной СССР. Затем его назначили первым заместителем председателя Федерации футбола СССР, а в сентябре 1992-го он стал первым вице-президентом Российского футбольного союза, оставшись на этой должности до конца жизни.
Менялись поколения российских футболистов, тренеры сборной, руководители РФС, но Симонян неизменно оставался на своем месте. До последних дней он приходил на работу в Дом футбола на Таганке, общался с коллегами всех возрастов и поражал их оптимизмом, остротой ума и полной погруженностью в проблемы российского футбола. В отличие от многих спортсменов-ветеранов, Никита Павлович не позволял себе негативных или оскорбительных высказываний, старался быть сдержанным и объективным в оценках.
Месяц назад у Симоняна, который только-только отпраздновал 99-летие, спросили о секрете долголетия. «Откуда же я знаю? Это надо было спросить у моих родителей. А вообще где-то мне неловко, потому что вся моя плеяда – а я беру не только «Спартак», но и вообще всех – уже ушла «туда», а я пока что держусь!» — ответил Никита Павлович – на тот момент старейший из здравствующих олимпийских чемпионов в мире.
Светлая память…
