Логотип

УРОКИ ОТ ЛИДИИ МАНТАШЯН: В АРМЕНИИ ФОРМИРУЕТСЯ НАСТОЯЩЕЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

20 ноября, давно, казалось бы, ко всему привыкшую армянскую общественность буквально потрясло решение оставить под арестом еще на 3 месяца единственную женщину-политзаключенного Лидию Манташян. Резонанс был настолько сильный, что уже через неделю, 27 ноября, тот же судья спешно отменил собственное решение, освободив ее из-под стражи под залог и переведя под административный надзор. 

ТОТ ФАКТ, ЧТО ИЗМЕНИТЬ МЕРУ ПРЕСЕЧЕНИЯ И ОСВОБОДИТЬ ЛИДИЮ ПРЯМО В ЗАЛЕ СУДА власти заставило общественное давление, не подлежит никакому сомнению. Об этом уже написали в соцсетях ее адвокат и многие другие пользователи, подчеркнувшие, что пересмотр решения стал следствием не справедливого суда, а реакция общественности.

«Неслучайно обвинение в своей речи попыталось опровергнуть, что это обусловлено не записями в соцсетях, акциями, а правовыми основаниями», — написала Татевик Согоян, отметив, что дело в отношении ее подзащитной изначально не имело никакого отношения к юриспруденции. И тем не менее, соратнице архиепископа Баграта Србазана пришлось провести за решеткой 5 месяцев по изначально смехотворному и сфабрикованному обвинению в «подготовке теракта и попытке захвата власти».

Продление ареста в отношении Лидии Манташян на фоне изменения меры пресечения на домашние аресты или административный надзор ряду других сторонников «Священной борьбы» действительно выглядело настолько абсурдным, что армянское общество, в большинстве своем погрязшее в паутине безразличия и пассивного  выжидания, по-настоящему взбунтовалось.

Многочисленные записи в соцсетях, протесты активистов, бессрочная сидячая забастовка у здания Генпрокуратуры героя 44-дневной войны, профессиональные оценки юристов и правозащитников, публикации в прессе и реакция даже из-за рубежа – все это напугало власти настолько, что судье было дано указание в срочном порядке выпустить верную соратницу Баграта Србазана из тюрьмы. 

Лидия – обаятельная женщина с солнечной улыбкой и несгибаемой волей, да еще и носительница такой знаменитой фамилии, стала своего рода символом борьбы, сопротивления протурецкому режиму и надежды на то, что властям не удастся реализовать свои антиармянские планы. Вместе с тем общественная реакция показала, что убрать власть предателей возможно только в результате организованного, скоординированного и сплоченного сопротивления злу.

Отметим несколько факторов, которые можно условно назвать «»уроками от Лидии Манташян».

ВО-ПЕРВЫХ, ВЫНЕСЕННЫЕ С РАЗНИЦЕЙ В НЕДЕЛЮ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ СУДЬЕЙ прямо противоположные вердикты в очередной раз доказали, что судебная система находится в руках одного человека и во всем подчиняется его желаниям и интересам. Пашиняновские судьи так же беспрекословно подчиняются главе режима, как и вся правоохранительная система, слепо выполняя все его требования и полностью игнорируя законы и правовые нормы. К тому же продление ареста Манташян вновь подчеркнуло глубокую дегуманизацию госсистемы и безнравственность работающих на Никола людей.

Во-вторых, это решение выявило абсолютную юридическую несостоятельность уголовного дела против «Священной борьбы», по которому за решетку были брошены десятки патриотов, «осмелившихся» не только иметь свою, отличную от властей, точку зрения на происходящие в Армении и вокруг нее процессы, но и открыто выступить против антинациональной, губительной политики Никола.

Дело 18 «правых» (от армянского արդար) стало своеобразным лакмусом царящего в стране беспредела, правового и политического произвола, в результате которого за решеткой, под административным надзором и домашним арестом сегодня находятся более 60 человек, соответствующих международным критериям политзаключенных. Очевидно, что, не встречая должного сопротивления, режим будет продолжать косить всех подряд, «очищая» политическое поле перед судьбоносными выборами 2026-го.

В-третьих, освобождение Лидии показало, что в Армении, в условиях острой нехватки дееспособной политической оппозиции, формируется новое гражданское общество — в лице истинных, не соросовских, правозащитников, смелых журналистов-профессионалов, целой плеяды молодых юристов-адвокатов, самоотверженно выполняющих большой объем сложной и подчас не столь заметной работы, и просто активистов – людей, не равнодушных к происходящему в стране и со страной.

Годами кормящиеся щедрыми западными грантами неправительственные организации, считавшиеся ранее «гражданским обществом», за последние 5-7 лет выказали всю свою продажность, фиктивность и ангажированность. Власти сегодняшней Армении форсированными темпами идут к самой настоящей диктатуре, массовым образом попирая права и свободы человека, но происходит это на фоне полного молчания сидящих на подачках «правозащитников».

ВЗАМЕН МЫ ВИДИМ СПОНТАННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИМЕННО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА – людей, встающих на борьбу не за гранты и вознаграждение, не в угоду чьим-либо политическим интересам и не выполняя чей-либо заказ. Люди поднимают свой голос потому, что понимают всю губительность и катастрофичность проводимого властями курса. И как только их голос становится громким – власти отступают.  Случай Лидии Манташян – отнюдь не единичный в этом ряду. 

«Возникает логичный вопрос: как сделать, чтобы на каждый позорный шаг оккупационного режима следовала бы именно такая реакция, чтобы захватившие власть в Армении николы разного калибра 100 раз подумали бы, прежде чем в очередной раз совершить гадость. Ответ один: сопротивление должно быть организованным, спланированным и без пустых иллюзий – дескать, «мы вот-вот победим». Организация результативного сопротивления – тяжелое, долгое и неблагодарное дело, но иного пути нет.», — написал в связи с этим Карен Вртанесян.

…Новые общественные лидеры и представители истинно гражданского общества уж точно не поедут в Баку на переговоры с армянофобами и палачами Арцаха, чтобы привезти с собой «послание» алиевского помощника.