Правительство цинично выдает кешбэк за повышение пенсий и пособий
Как в преддверии предстоящих 7 июня 2026 года выборов склонить на свою сторону колоссальный «ядерный» электорат – 220 тысяч госслужащих и втрое больше пенсионеров и пособистов, причем на фоне явного провала социальных обещаний правительства, закрепленных в его 5-летней программе? По-видимому, Пашинян считает, что нашел лазейку…
ГОССЛУЖАЩИХ РЕШИЛИ УБЛАЖИТЬ ПИЛОТНОЙ ПРОГРАММОЙ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ КАЖДЫЕ ПОЛГОДА на основе разработанной методики оценки результативности их деятельности они будут получать надбавки. На повышение зарплаты не тянет, но сойдет. Кроме того, 10% от суммы бонуса госслужащий будет обязан потратить на участие в какой-либо образовательной программе.
В связи с этим Пашинян на последнем заседании правительства выразил радость по поводу, что «мы имеем политическую храбрость, принимая это непопулярное решение именно перед выборами». Это как посмотреть. Если в народе очередной реверанс властей в сторону работников госорганов действительно вряд ли найдет полное понимание, то в среде самих бенефициаров наверняка будет встречен с немалым оптимизмом, так что решение и надо было принимать до выборов с целью склонить их «правильно» голосовать.
Если ловкие финансовые манипуляции властей в отношении госслужащих мы назвали реверансом, то перед пенсионерами и получающими различные виды пособий правительство готово разве что на легкий книксен, отличающийся, как известно, от реверанса менее глубоким приседанием. По словам Пашиняна, они вообще отказываются от «повышения пенсий традиционным способом». Что это означает?
Как известно, правительство на своем заседании 27-го ноября утвердило увеличение с 1 января 2026 года размера кешбэка для пенсионеров и пособистов с 12% до 20% от суммы, потраченной на безналичные покупки. Таким образом, если у стариков хватит пенсии, то они могут дополнительно увеличить ее с максимальных 6 тысяч драмов до 10 тысяч. Пашинян поспешил тут же назвать это «по сути очередным повышением пенсий». Но так ли это?
Конечно, не так, и варчапет снова прибегает к дешевым манипуляциям с целью оболванить людей. Во-первых, повышение пенсий и пособий вообще-то касается всех пенсионеров и пособистов. С кешбэком не так – совсем не так, о чем свидетельствуют данные самой исполнительной власти. Как докладывал на указанном заседании правительства министр труда и социальных вопросов Арсен Торосян, согласно данным за октябрь т.г., программой кешбэка воспользовались в разной степени 366 тысяч 432 человека (из них более 85% — пенсионеры). Между тем, по ноябрьским спискам, которые не могут сильно отличаться от октябрьских, количество получающих пенсии и пособия составляет (внимание! – А.А.) 661 тысяча 811 человек. Чувствуете разницу? Где 366 тысяч и где 661 тысяча! Исходя из этого, программу кешбэка повышением (тем более, очередным) пенсий и пособий считать нельзя по определению, поскольку доходы чуть ли не половины потенциальных бенефициаров остаются прежними.
ВО-ВТОРЫХ, КОГДА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЧИНОВНИКИ ВМЕСТЕ С ИХ «РЮКЗАКАМИ» В ПАРЛАМЕНТЕ ДУРЯТ ЛЮДЯМ ГОЛОВУ, говоря о «повышении пенсий» на 6 тысяч драмов, а в будущем году и на все 10 тысяч, то стараются не отмечать, что это максимально возможная сумма, для получения которой в виде кешбэка еще нужно и пенсию иметь соответствующую. Между тем, опять же по данным Минтруда по итогам октября т.г., средний размер полученного возврата составил 4157 драмов. Таким образом, немногие из-за маленькой пенсии в состоянии, так сказать, выбрать максимум из предложенного правительством варианта. Что же касается будущего года, когда изменится размер кешбэка, то, по словам министра Арсена Торосяна, к пенсии это добавит в среднем 3-4 тысячи драмов.
Для этого потребуется увеличить расходную статью госбюджета с первоначально предусмотренных 20 млрд драмов еще на 14,7 млрд. При этом министр обмолвился, что в случае увеличения на те же 3-4 тысячи драмов размера общих пенсий, то есть для всех, потребовалось бы вдвое больше средств. Таким образом, правительство, как заявляет Пашинян, получает за счет самых уязвимых в социальном плане категорий населения «дополнительный смежный эффект» в виде увеличения объемов безналичного оборота и соответственно бюджетных доходов, одновременно в значительной степени цинично экономя на тех сотнях тысячах пенсионеров и пособистов, которые по тем или иным причинам (согласно данным ЦБ РА, неинформированность, отсутствие навыков совершать безналичные платежи) не имеют возможности воспользоваться государственной программой.
Скажем больше. Правительство своим кешбэком пытается завуалировать невыполнение закрепленного в своей 5-летней программе соответствующего обещания «до 2026 года уравнять размеры минимальной и средней пенсий соответственно со стоимостью продовольственной и потребительской корзин, ликвидировать крайнюю бедность». Звучит цинично с учетом вышеописанного, но даже в отношении того меньшинства, которое в максимальной степени пользуется программой кешбэка, обещание, как признается министр труда, будет выполнено «частично» (то есть, не выполнено), не говоря уже о том, что повышении размера кешбэка войдет в силу только с 2026 года, а не, как записано в программе правительства, «до 2026 года».
И еще одно. Пашинян в свойственной ему напыщенной манере поспешил известить общественность, что, пользуясь самым обыкновенным кешбэком, пенсионеры и пособисты чувствуют чуть ли не сопричастность к развитию государства, приобщаясь путем безналичных сделок к борьбе с тенью. Вообще-то, считая копейки своей жалкой пенсии и пытаясь «дожить до понедельника», старики чувствуют совсем другое, о чем не принято выражаться на страницах газеты.
БОЛЕЕ ТОГО, СЛОВАМ ВАРЧАПЕТА ПРЯМО ПРОТИВОРЕЧАТ ВЫВОДЫ НЕДАВНО ПРОВЕДЕННОГО ЦЕНТРОБАНКОМ АРМЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ относительно результатов программы кешбэка на основе данных, полученных из комбанков, касательно 330 тысяч пенсионеров в возрасте 63+. В нем, в частности, сказано, что «изменения в финансовом поведении граждан (пользующихся кешбэком. – А.А.) пока что не имеют глубинного характера», поэтому ЦБ рекомендует продолжать программу до того момента, когда «положительные тенденции примут устойчивый и глубинный характер».
Финансовый мегарегулятор пришел к этому выводу, заметив, что «получающие высокую (50 тысяч драмов и больше) пенсию граждане часто совершают безналичные операции соответственно максимальному размеру кешбэка, что может свидетельствовать о том, что в случае прекращения программы на этом этапе объем безналичных операций снова сократится, вынуждая граждан вернуться к наличным платежам». Следовательно, ни о каких высоких материях и какой-то сопричастности пенсионеров к делам государственной важности речь идти не может, и это очередная выдумка Пашиняна.
Но это означает еще и то, что в правительстве, по крайней мере, задумывались о прекращении программы, что лишний раз доказывает всю нелепость выдавать кешбэк за общее повышение пенсий. Рано или поздно программу отменят, и что в таком случае будет. Заявит ли правительство, следуя своей же нынешней логике, что пенсии и пособия в Армении резко сокращаются?
