Логотип

В ДВУХ ШАГАХ ОТ ПОБЕДЫ

Существует неумолимая суровая статистика потерь в больших войнах, согласно которой лишь считанные проценты из тех, кто воевал с первых дней, доживают до окончания сражений. Не избежал этой участи и полковник Гайк Айрапетович Арутюнов, погибший 4 мая 1945 года в Чехословакии под городом Опава.

По материалам, переданным в редакцию «ГА» сыном полковника Геннадием Гайковичем, прослеживается славный боевой путь человека, пришедшего добровольцем в Красную Армию еще в 1920 году. Гражданская война, пограничные войска, учеба в Военной академии имени Фрунзе, Великая Отечественная война, в ходе которой Арутюнову довелось воевать на различных фронтах — от обороны Москвы до освобождения Чехословакии. Из множества военных эпизодов напомним штрихи некоторых.

Первый начштаба 416-й дивизии

В марте 1942-го Арутюнов с Западного фронта был направлен в Азербайджан, где формировалась 416-я стрелковая дивизия.

В СЧИТАННЫЕ МЕСЯЦЫ ОБЛАДАЮЩИЙ БОЛЬШИМ АРМЕЙСКИМ И ШТАБНЫМ ОПЫТОМ работы Арутюнов вместе с другими офицерами сделал все для формирования костяка подразделения. Уже к июлю первый, самый тяжелый организационный период был завершен, и командование решило перевести Гайка Айрапетовича в действующую армию, на Туапсинское направление. Командир 416-й стрелковой дивизии полковник Сторожилов в своем приказе от 28 июня 1942 года отмечает: «По распоряжению Военного совета Закфронта начальник штаба подполковник тов. Арутюнов Г.А. убывает с дивизии на другую должность. Работая в нашей дивизии, тов. Арутюнов проявлял энергию и инициативу, много сделал для повышения боевой и политической подготовки. За это от лица службы объявляю благодарность».

Читателю, ожидающему треска автоматных очередей и грохота снарядов, похвала командира еще не нюхавшей пороху дивизии покажется несущественной. И, пожалуй, этот, не самый главный штрих в биографии Арутюнова можно было бы обойти, если бы не наглые попытки наших соседей, уже в наше время постепенно протаскивающих это подразделение в разряд национальных формирований. В советское время, кстати, так писать не осмеливались.

В предисловии книги «416-я, Таганрогская» (авторы Р.Зейналов, Л.Бородецкий, Баку, 1969 г.) она именуется, как и полагается, 416-й Краснознаменной ордена Суворова II степени Таганрогской стрелковой дивизией. Теперь наши соседи называют ее «азербайджанской», тем самым привирая, что «азербайджанское национальное формирование» участвовало в штурме Берлина. Как реагируют на такие потуги серьезные российские военные историки, я не знаю. Об этой и других азербайджанских фальсификациях аргументированно и подробно писал публицист Левон Мелик-Шахназарян (увы, безвременно ушедший от нас в августе 2015 г.) на сайте Восканапат, интересующиеся могут прочитать, а я вернусь к другим эпизодам из биографии первого начштаба 416-й дивизии.

Врагу оставлять нельзя

«Катюши» (так называли в народе бесствольные системы реактивной артиллерии) были в годы войны новым грозным оружием, и существовал приказ уничтожать их, если часть попадала в окружение или безвыходное положение. Чтобы враг не завладел секретом оружия.

В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ ПОД СМОЛЕНСКОМ ПРОПАЛА БАТАРЕЯ ФЛЕРОВА. На поиски отправили пограничников под началом Г. Арутюнова. Бойцы обнаружили взорванную батарею на нейтральной территории и доложили по рации командованию. В этот момент с немецкой стороны подошла вражеская группа, также разыскивающая «катюшу». Завязался бой. С обеих сторон все погибли, кроме Арутюнова и немецкого майора. Схватка старших по званию завершилась в пользу пограничника. Взяв документы и «парабеллум» майора, Арутюнов сумел добраться до своих, которые уже занесли его в список погибших.

…В смоленском Музее ВОВ был стенд о подвиге артиллеристов батареи Флерова. Там указано и про пограничников майора Г.Арутюнова, разыскавших секретное оружие. Правда, экскурсоводы полагали, что и майор погиб в том бою. Но судьба отвела ему срок до мая 1945-го. Обо всем этом рассказывало и Армянское телевидение в июне 1988 года в передаче «Звезда».

Пальто с хрущевского плеча

В 1943 году в ходе боевых действий член Военного совета фронта (будущий I секретарь ЦК КПСС) Н.С.Хрущев попадает в окружение. Г.Арутюнов был тогда начштаба 70-й Гвардейской дважды Краснознаменной ордена Ленина Глуховской дивизии 38-й армии Первого Украинского фронта.

КОМАНДУЮЩИЙ ФРОНТОМ МАРШАЛ КОНЕВ ПРИКАЗАЛ ЗАДЕЙСТВОВАТЬ ГРУППУ ПРОРЫВА и вызволить окруженных. Непосредственное руководство операцией поручили начштаба. Задача была успешно решена. Уже в тылу армии спасенный Никита Сергеевич снял с себя кожаное пальто и со словами «ты южанин, видимо, мерзляк…» вручил его Арутюнову.

Хрущев приказал также выгравировать на большой фарфоровой чашке надпись на украинском языке: «В подарок от народа, Укр. ССР полковнику Арутюнову Г.А.». Этот дар бережно хранится в семье Геннадия Арутюнова, который продемонстрировал реликвию в редакции.

Помог Маленков

Трудно уяснить всю жестокость судьбы и глубину семейного горя, когда 40-летний супруг и отец двоих малых сыновей погибает за несколько дней до победы. Похоронили Г.Арутюнова вместе с другими последними жертвами Великой Отечественной в Чехословакии, в городе Опава.

ВДОВА АСЯ ПАВЛОВНА ВСПОМНИЛА, ЧТО КОГДА-ТО ДО ВОЙНЫ МАЛЕНКОВ (секретарь ЦК КПСС) звал Арутюнова на работу в Москву. Тот отказался, сказав, что хочет добиться всего в жизни своими силами. Маленков тем не менее предложил обращаться по необходимости. И вот такая необходимость после смерти полковника возникла.

После письма вдовы в Москву останки Г.Арутюнова были перевезены на место жительства (Баку, Арменикенд, 5-я Нагорная, 189, 6 блок, кв. 24) и похоронены с воинскими почестями на армянском кладбище. Только в жизни часто не знаешь, где найдешь, а где потеряешь. Арутюновым пришлось спасаться от погромов озверелой толпы «азербайджанских национальных формирований», как и всем армянам. А кладбище раздолбали, вырывая с корнем армянский след в городе, который никогда не стал бы таким городом, если б не армяне, русские, талыши, лезгины, евреи и другие представители некогда действительно интернационального Баку.

В вышеупомянутой книге 1969 года на 10-й странице про Гайка Айрапетовича Арутюнова есть полстрочки (фамилия без инициалов). Интересно, упомянут ли первого начштаба дивизии в последующих азербайджанских изданиях, какие еще басни об огромной роли азербайджанских аскеров в разгроме Гитлера извлекут из своих анналов соседние «историки» и когда они самозванно объявят Баку «городом -героем Второй мировой»?