Кто пролоббировал новый законопроект?
Власти решили на год продлить разрешение на куплю-продажу криптовалюты за наличные. Соответствующие поправки в закон «О криптоактивах» правительство уже одобрило на прошлой неделе и вскоре направит в парламент.
ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЕЩЕ КАК МИНИМУМ ГОД В АРМЕНИИ БУДЕТ РАЗРЕШЕНО ПОКУПАТЬ И ПРОДАВАТЬ КРИПТОВАЛЮТУ ЗА НАЛИЧНЫЕ, пусть и с определенными ограничениями. Сумма одной сделки не должна превышать 300 тыс. драмов, а криптоплатформы обязаны идентифицировать клиентов и вести учет всех операций.
Официальное объяснение властей: компаниям и рынку нужно время, чтобы адаптироваться к новым правилам, получить лицензии Центробанка и перестроить свою работу. Регулятор в свою очередь сохраняет право в любой момент проверить соблюдение требований.
И все бы хорошо, если бы не одно «но». Дискуссии вокруг оборота криптовалют, наличных денег и борьбы с наркоторговлей по-прежнему не теряют своей остроты у нас в стране. На протяжении последнего времени Министерство внутренних дел неоднократно заявляло, что наличные операции с криптовалютой существенно усложняют выявление преступных схем, мешают расследованию финансовых преступлений и создают благоприятную почву для ухода средств в теневой оборот. И к слову, очень решительно выступало за принятие законопроекта, предусматривающего переход к исключительно безналичным операциям с криптовалютой.
Логика была предельно ясной: безналичные криптотранзакции, по мнению правоохранительных органов, повышают прозрачность, облегчают идентификацию участников операций и дают следствию больше инструментов для борьбы с организованной преступностью, включая наркоторговлю.
Теперь же, когда полиция говорит о сотнях интернет-магазинов с наркотиками, а правительство почти одновременно разрешает еще год работать с криптовалютой за наличные, возникает простой вопрос: это точно одна и та же государственная политика, или мы чего-то не понимаем?
Годовой оборот в $13-14 млн вне прозрачных схем
Экс-министр юстиции Арпине Ованнисян на своей странице в Facebook прямо спрашивает: «Сколько телеграм-каналов в настоящее время занимаются продажей наркотиков в Республике Армения? С помощью какой криптовалюты это осуществляется? Почему было решено еще на один год разрешить оборот криптовалюты за наличные? Кто стоит за этим?»
ДАЛЕЕ, ССЫЛАЯСЬ НА ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ МВД, ОНА НАПОМИНАЕТ, ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в телеграммам-каналах осуществляют деятельность порядка 300 онлайн-магазинов платформ, занимающихся продажей наркотиков. «При этом, согласно уже неофициальной информации, ежедневно каждый из этих интернет-магазинов осуществляет около 6-7 операций, стоимость которых варьируется от 20 долларов до 300-500 долларов и выше. По минимальным подсчетам, речь идет о годовом обороте в 13-14 млн долларов. Все это осуществляется посредством наличных денег или криптовалюты, где прослеживаемость обратной связи крайне сложна», — отмечает А.Ованнисян. И здесь, по ее мнению, возникает главный вопрос: как это соотносится с той политикой, которую власти проводили последние годы?
Экс-министр подчеркивает, что нынешнее руководство страны давно и последовательно ограничивает использование наличных денег. Это касалось и бизнеса, и банковской сферы, и финансовых рынков. Плохо это или хорошо – другой вопрос. Как бы то ни было, МВД и Центробанк не раз заявляли, что криптооперации должны быть лицензированы и по возможности переведены в безналичный формат.
«Новые законодательные регулирования должны были войти в силу с января 2026 года. Если основная цель нововведений изначально сводилась к эффективной борьбе с отмыванием денег, наркотрафиком, коррупцией и другими финансовыми преступлениями, то они должны были вступить в силу сразу, без отсрочек», — логично рассуждает юрист.
Особое недоумение у нее вызывает резкая смена риторики. По ее словам, еще совсем недавно, буквально пару недель назад и МВД, и ЦБ занимали жесткую позицию по ограничению наличных операций в криптосфере. Однако теперь ЦБ представляет законопроект, который разрешает такие операции еще на один год — пусть и в пределах 300 тыс. драмов.
«С точки зрения логики государственной политики это выглядит как минимум странно», — рассуждает А.Ованнисян.
Похоже на результат давления со стороны людей с большими деньгами
Аргументы криптосообщества о санкционных деньгах, росте экономической активности и необходимости гибкости экс-министр не отвергает полностью. Она признает, что эти доводы могут быть предметом обсуждения. Но, по ее словам, они не объясняют резкой и несогласованной смены подходов.
«НЕ УТВЕРЖДАЮ, ЧТО ЕСТЬ ПРЯМАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ МЕЖДУ ОГРАНИЧЕНИЕМ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ И ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ, но очевидно, что нет никакой логики в продлении разрешения наличных операций до 300 тыс драмов еще на год. Если говорить о санкционных деньгах, то они точно в эту арифметику не вписываются. А если банки были не готовы, то они не готовы и сверх этой суммы. И значит, продление сроков вызывает массу вопросов: кто лоббировал последний законодательный проект? Кто заинтересованная сторона? К официальным «красивым», но уязвимым обоснованиям я не обращаюсь. Тем более что я убеждена: ни МВД, ни Центробанк не являются авторами этой идеи. Это больше похоже на результат давления со стороны людей с большими деньгами», — полагает эксперт.
При этом она подчеркивает, что не является противником криптовалют как таковых. Напротив, считает их важным инструментом будущего экономического развития.
«Проблема не в криптоиндустрии, а в непоследовательных и непонятных решениях властей», — заключила экс-министр юстиции.
