Логотип

ЭКС-МИНИСТРЫ ОБОРОНЫ АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ

Показания экс-министра обороны Давида Тонояна Следственной комиссии парламента под председательством Андраника Кочаряна 1-2 августа 2023 г. запомнились широкой общественности инцидентом с посещением матери. При перемещении из тюрьмы в парламент Тоноян попросил разрешение ненадолго отлучиться, чтобы по дороге навестить мать, в итоге полетели головы в руководстве Службы по исполнению уголовных наказаний.

Те показания, напомню, СМИ увязали с заменой меры пресечения, что и имело место, но не сразу, учитывая нарушение экс-министром режима тюремного заключения в связи с желанием навестить мать.

15 ИЮЛЯ И 28 ОКТЯБРЯ МНОГИХ ОЗАДАЧИЛИ ОБРАЩЕНИЯ ТОНОЯНА К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПАРЛАМЕНТА. Генерал просил о допуске к отчету Следственной комиссии по изучению обстоятельств 44-дневной войны. В документе, вне всяких сомнений, содержатся и его, Тонояна, показания. Почему экс-министр обороны решил ознакомиться с докладом и даже внести некоторые изменения по части своих показаний? Почему он решил дать разъяснения по поводу тех показаний, хотя его никто об этом не просил?

Напомню, что отчет Следственной комиссии пылится на полке. Доклад ее председателя не состоялся, хотя ранее планировался как в открытом, так и в секретном режиме. Та же участь, напомню, постигла отчет Следственной комиссии по изучению обстоятельств апрельской агрессии 2016 г.

По итогам 44-дневной войны всем стало понятно, как на самом деле выглядит военное поражение, а потому отчет о предыдущей, 4-дневой войне, решили не оглашать, дабы народ не осознал, что при третьем президенте Серже Саргсяне армянская сторона азербайджанскую агрессию остановила, а при Пашиняне проиграла войну.

Первая комиссия призвана была подтвердить, что во время апрельской агрессии 2016 г. «армянские солдаты за неимением оружия воевали палками», «в баки военной техники вместо горючего заливали воду», а «генерал Юрий Хачатуров играл на бильярде и пил коньяк, вместо того, чтобы руководить боевыми действиями». Следственная комиссия эти и другие факты из публикаций газеты «Айкакан жаманак» не подтвердила. Андранк Кочарян не нашел свидетелей тех «безобразий», ибо таковые существовали только в воображении авторов упомянутых публикаций…

Задача Следственной комиссии по изучению обстоятельств 44-дневной войны состояла в том, чтобы снять с Пашиняна вину за поражение. С этой задачей Кочарян справился на отлично, часть политизированной публики в самом деле поверила, что поражение не было следствием приказов «верховного главнокомандующего», что «главный ответственный» ни в чем не виноват, во всем виноваты бывшие руководители Армении, руководство Республики Арцах и Россия. Невзирая на это, оглашение отчетного доклада не состоялось.

 ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРИЧИНА БОЛЬШЕ ПОХОДИТ НА ОТГОВОРКУ. СПИКЕР АЛЕН СИМОНЯН, НАПОМНЮ, ОТКАЗАЛСЯ включить документ в повестку пленарных заседаний парламента в связи с нарушением сроков представления доклада. Без согласия Пашиняна Ален Симонян не мог принять такое решение, отсюда вывод: Пашинян не заинтересован в оглашении доклада Следственной комиссии ни в открытом, ни в закрытом режиме. Тонояну из секретариата парламента ответили, что доступ к документу предоставить не могут, так как отчетный доклад Следственной комиссии не имеет статуса, предусмотренного статьей 25 Регламента НС.

После этого ответа Тоноян прибегнул к помощи юристов и 24 ноября повторно обратился в парламент с просьбой позволить ему ознакомиться с содержанием отчета. Из двух обращений следует вывод, что экс-министр либо не уверен в том, что его показания включены в доклад в точном соответствии с тем, что он озвучил в ходе двух заседаний комиссии, либо у него есть опасения, связанные с известными заявлениями Кочаряна. Председатель Следственной комиссии, напомню, незадолго до истечения срока ее полномочий неоднократно публично заявлял, что после обнародования отчета будут новые аресты и что отдельные фрагменты отчета уже направлены в генпрокуратуру.

Тоноян в числе других высокопоставленных военных проходит обвиняемым по делу о закупке бракованных вооружений. Не исключено, что его интерес к отчету комиссии продиктован опасениями, что против него могут быть выдвинуты новые обвинения в связи с обстоятельствами 44-дневной войны. Эти опасения обоснованы тем, что он возглавлял МО РА в период 44-дневной войны, заняв пост министра сразу после отставки Вигена Саркисяна.

 Ознакомиться с содержанием отчета комиссии могут только обладатели официального допуска к секретным материалам, причем к этой категории лиц принадлежат не все депутаты-члены оборонной комиссии. Экс-министр обороны руководитель фракции «Айастан» генерал Сейран Оганян в связи с тем, что проходит обвиняемым по уголовным делам, этого допуска лишен. Он не может ознакомиться с содержанием документа, как и Тоноян, у которого тоже нет допуска. Юристы, тем не менее, считают, что у Тонояна есть право ознакомиться с теми материалами, которые связаны с его показаниями. В настоящее время отчет комиссии находится в секретном отделе парламента.

Тоноян принадлежит к числу изгоев правящей верхушки. Тот факт, что депутат-член оборонной комиссии Кристина Погосян решила не выдвигать свою кандидатуру для участия в парламентских выборах 2026 г. по списку ГД, СМИ приписали дружбе с Тонояном. По этой причине Погосян дали понять, что ее присутствие в избирательном списке не приветствуется. К тому же, Погосян имела неосторожность испортить отношения с Кочаряном, она даже собирала подписи под петицией с требованием отлучить его от мандата, однако глава оборонной комиссии сумел в очередной раз выйти сухим из воды…

Генерал Сейран Оганян проходит обвиняемым по делу второго президента и группы лиц в связи с событиями 1 марта 2008 г. С Тонояна тоже не сняты обвинения. Другой экс-министр обороны Аршак Карапетян уже повторно объявлен в розыск, на родине ему грозит арест. Генерал ответил на этот шаг верхушки режима заявлением, что располагает материалами о том, что с 1999 г. Пашинян был завербован спецслужбами США, и с тех пор является иностранным агентом. Из всех экс-министров обороны благоденствует только «ресторанный» генерал Вагаршак Арутюнян, который после отставки занимал должность посла РА в РФ.

Этот генерал «прославился» тем, что вывел армянские подразделения из Ковсакана и Санасара (Кубатлы, Зангелан). Они находились там на момент подписания 3-стороннего заявления 9 ноября 2020 г. Документ, который с легкой руки третьего президента в народе называют заявлением о капитуляции, предусматривал, что войска останутся там, где находились на момент подписания заявления о завершении 44-дневной войны. Арутюнян, однако, подчинился негласному приказу Пашиняна и вывел армянские подразделения.