Логотип

Геворк ДАНИЕЛЯН: ДЕЙСТВИЯ ВЛАСТЕЙ ПРОТИВ ААЦ ПОДРЫВАЮТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Заявление, подписанное премьер-министром Армении Николом Пашиняном и 10 епископами, и последовавшие за этим шаги являются чисто политическими акциями и не имеют никакого отношения к реформам Церкви. Об этом Sputnik Армения заявил бывший министр юстиции, член Высшего духовного совета Геворк Даниелян, ссылаясь на положения законодательства страны.

НАПОМНИМ: ВЕЧЕРОМ 4 ЯНВАРЯ В РЕЗИДЕНЦИИ ГЛАВЫ АРМЯНСКОГО КАБМИНА Никол Пашинян и 10 епископов, выступивших против Католикоса всех армян Гарегина II, подписали заявление о начале реформ в Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), которое, по словам премьера, является «дорожной картой» из пяти шагов.

Примечательно, что под текстом заявления Никол Пашинян подписался как премьер-министр Армении, что подтверждается опубликованной фотографией документа. Между тем до сих пор Пашинян утверждал, что ведет борьбу против католикоса исключительно как рядовой последователь Церкви.

Касаясь вопроса вмешательства должностного лица в дела Армянской Апостольской Церкви, Геворк Даниелян подчеркивает, что Конституция Армении запрещает представителям власти вмешиваться в дела ААЦ.

Частные лица обладают большей свободой: согласно статье 39 Конституции, каждый волен делать все, что не запрещено законом или Конституцией и не нарушает права и свободы других лиц.

Даниелян также отмечает, что статьей 209 УК Армении предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению права человека на свободу совести или вероисповедания, в том числе за воспрепятствование законной деятельности религиозной организации или совершению религиозного обряда. При этом часть 2 той же статьи предусматривает, что если то же деяние совершено с использованием властных или служебных полномочий либо обусловленного ими влияния, это уже рассматривается как отягчающее обстоятельство.

Иными словами, данная статья относится как к частным лицам, так и к должностным, но в случае должностных лиц предусмотрена более суровая ответственность.

«Представьте, что вы посещаете религиозную организацию во время обряда и говорите: «Знаете, я согласен с религией, которую вы исповедуете, я сам тоже ее последователь, я верующий. Но я считаю, что вам нужно немного изменить свои правила: вы должны отказаться от некоторых имен, должны сделать то, должны сделать это. Я требую этого, потому что я обычный верующий». Это сразу будет расценено как воспрепятствование. Надо четко понимать: право действовать свободно не означает права действовать по своему усмотрению. Нужно учитывать, что ваш поступок не должен приводить к ущемлению прав и свобод других граждан», – говорит Даниелян.

Что касается заявления, подписанного премьер-министром и 10 высокопоставленными священнослужителями, то экс-министр напоминает: статьей 17 Конституции закреплено, что в Армении гарантируется свобода деятельности религиозных организаций.

«ТО ЕСТЬ ЕСЛИ У ГОСУДАРСТВА И ЕСТЬ КАКИЕ-ТО ЗАДАЧИ В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, то эти задачи ограничиваются лишь гарантированием свободы деятельности этих организаций, а не вмешательством. В части 2 той же статьи закреплено, что религиозные организации отделены от государства. Государство никоим образом не может вмешиваться, и если существуют рамки взаимоотношений, то они четко закреплены законодательством. В них вы нигде не встретите ничего, предусматривающего создание совета с участием отдельных светских лиц, высокопоставленных чиновников, священнослужителей и так далее», – пояснил Даниелян.

Он также добавил, что статья 18 основного закона Республики Армения признает исключительную миссию ААЦ как национальной Церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения национальной идентичности.

«Ясно ведь, что в этих сферах должно быть сотрудничество, но никак не в форме вмешательства в дела друг друга. Это запрещено. Но государство, к сожалению, сегодня не занимается сохранением Церкви, ценностей, духовной жизни народа, национальной культуры, национальной идентичности. Между тем Церковь может быть мощной опорой для государства, если, конечно, власти будут строить политику именно в направлении сохранения этих ценностей», – отмечает собеседник Sputnik Армения.

Специалист также напоминает о статье 19 Конституции, где закреплено, что Республика Армения осуществляет политику, направленную на развитие всесторонних связей с армянской диаспорой и сохранение армянства, способствует репатриации. Эту функцию экс-министр считает невозможной без сотрудничества с Армянской Апостольской Церковью и действующими в диаспоре епархиями и духовными организациями, учитывая ограниченный потенциал дипломатических структур.

По его словам, шаги, предпринимаемые против ААЦ на государственном уровне, подрывают не только нормальную деятельность Церкви, но и вообще действующий в стране конституционный строй.

«То, что происходит, нарушает не только деятельность Церкви. Это нарушает конституционный строй – деятельность государства, право людей на свободу, а также право на свободу совести. Потому что мы рассматриваем это только с точки зрения церковных структур и иногда игнорируем, например, верующих, которые на протяжении веков знают, как выглядит церковный обряд, верят в этот обряд, пытаются реализовать это свое право и каждый раз сталкиваются с препятствиями. Причем с такими препятствиями, которые просто не могут преодолеть, потому что, к сожалению, в «цементировании» этих препятствий участвуют и правоохранительные органы», – заключил наш собеседник.