Все 100% акций на сумму свыше 2,7 млрд драмов киностудии «Арменфильм» имени Амо Бекназаряна, являющейся закрытым акционерным обществом, вернулись в собственность правительства Армении. Данное решение было принято на заседании правительства 31 августа.
Премьер-министр РА Овик Абрамян поручил ответственным должностным лицам проконтролировать процесс передачи и приема собственности с целью обеспечения максимальной прозрачности.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: О ТОМ, КАК ЭТО РЕШЕНИЕ ОТРАЗИТСЯ НА СУДЬБЕ армянского кинопроизводства, говорить пока слишком рано. Многих, конечно, воодушевил этот шаг правительства, но перспективы тем не менее выглядят туманными. Согласитесь, тут возможны любые сценарии развития ситуации — от взлета нашего кино до полного развала киностудии. Так что пока воздержусь от оценки принятого решения с точки зрения развития отечественного кинематографа.
В течение последних месяцев два ключевых для страны объекта оказались в эпицентре интереса правительства. Это «Арменфильм» и Спортивно-концертный комплекс им. К.Демирчяна. В обоих случаях исполнительная власть, будучи недовольна инвестиционной деятельностью экс-собственников, решила, воспользовавшись своим законным правом, отобрать объект у прежних хозяев и передать новым. На первый взгляд, вполне справедливый подход. Однако только на первый взгляд.
Прежде всего не совсем понятно, точнее, вообще непонятно, откуда возьмутся новые инвесторы для этих объектов в условиях тотального финансово-экономического кризиса, который сегодня переживает практически весь мир. Не говоря уже о нашем регионе. С начала года объем инвестиций в экономику Армении, по официальным данным Нацстатслужбы, неуклонно сокращается. Очевидно, что причины такого спада не столько в том, что сама Армения малопривлекательна для инвестиций, сколько в том, что сегодня в мире не самый благоприятный климат для инвестиций. Как экономическая, так и политическая ситуация абсолютно непредсказуемы. Капитал практически нигде не может чувствовать себя в безопасности в период очевидного наличия глобальных рисков.
И вот на этом фоне мировой турбулентности вдруг правительство Армении начинает процесс замены неэффективных собственников, нарушивших свои обязательства по инвестициям, на новых. Даже теоретически трудно представить, что в современных, повторюсь, нелегких в мировом масштабе финансовых условиях найдутся бизнесмены или компании, которые сочтут капвложения в СКК или «Арменфильм» надежными и коммерчески перспективными.
О МЕСТНЫХ ИНВЕСТОРАХ И ВОВСЕ ГОВОРИТЬ БЕССМЫСЛЕННО. Даже в качестве площадки для капвложений в недвижимость эти объекты более чем сомнительны с учетом негативных тенденций на отечественном рынке недвижимости. Даже как просто земельные участки они не могут заинтересовать представителей деловых кругов. Наивно полагать, что, отобрав у недобросовестных собственников упомянутые объекты, правительство найдет лучших, более добросовестных, законопослушных, планирующих реально вложить реальные средства и реально получать дивиденды. Так что вовсе не случайно, что СКК приобрела компания, зарегистрированная всего месяц назад до сделки. Серьезный инвестор — повторюсь, речь идет о реальных инвестициях, предполагающих рентабельную, прибыльную работу объекта в перспективе, — в нынешних условиях на такую сделку точно не решился бы. Не исключено, что по той же схеме найдется новый владелец «Арменфильма».
Отсюда вывод: правительство просто решило подзаработать на перепродаже упомянутых объектов, пользуясь, надо признать, своим законным правом отобрать у экс-собственников — нарушителей договоров ранее проданное им имущество.
Да, такой подход может принести бюджету 2015-го определенное количество денег. А как же быть дальше? У правительства здесь, пожалуй, ответ один: если новый собственник в свою очередь нарушит договорные обязательства, то и у этого отберем и перепродадим. И так далее…
Логика, конечно, в этом есть. Но она несколько специфична и слишком далека от основ государственного мышления. Согласитесь, с точки зрения государственных интересов гораздо важнее стабильная работа СКК на протяжении многих лет, регулярные налоговые отчисления в бюджет, нежели разовая денежная инъекция в казну и абсолютно туманная перспектива на годы. То же, очевидно, касается и «Арменфильма»… Кстати, эти два объекта объединяет еще одна любопытная черта: экс-владельцы обоих сегодня в опале. Это к тому, что справедливость якобы восторжествовала…
НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТА СПРАВЕДЛИВОСТЬ БОЛЕЕ ЧЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНА, ОНА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ. Да, в неэффективности бывших собственников СКК и «Арменфильма» сомневаться вроде бы не приходится. Но разве таковых всего пара? Если уж государство вознамерилось отобрать у нарушителей договорных инвестиционных обязательств приватизированные ранее объекты и перепродавать новым, более ответственным и компетентным инвесторам, то гораздо справедливее, эффективнее и естественнее обратить внимание на колоссальный промышленный комплекс, на недостроенные здания и сооружения, на все то, что в свое время было приватизировано за копейки, под обещания многомиллионных инвестиций и до сих пор пребывает в статусе разоренных производств. Между прочим, подобные объекты в случает стабильной работы могут обеспечить страну десятками тысяч рабочих мест. Но…
Или вот спрашивается: где новое, сверхсовременное, сулящее многомиллионные инвестиции здание, которое должно было появиться на месте Дворца молодежи? Его нет, и правительство, похоже, вовсе не торопится восстановить справедливость в отношении этого объекта. Подобных примеров тысячи. А взялись почему-то за СКК и «Арменфильм»…
Что ж, хочется надеяться, что оба этих объекта, наконец, окажутся в надежных и ответственных руках. Что через пару лет мы станем свидетелями бума шоу-бизнеса на базе СКК и взлета отечественной киноиндустрии на базе «Арменфильма». Но для этого, увы, не хватает главного — государственного мышления у правительства. А без него…Лет через 10, а может и раньше, и «Арменфильм», и СКК вновь будут искать нового ответственного хозяина, если не исчезнут — совсем как Дворец молодежи.
