В руках у частных застройщиков каким-то волшебным образом оказываются и утвержденные проекты, и разрешения на строительство, и право собственности на территорию общего пользования — двор
"Представьте себе полностью благоустроенные и озелененные дворы в Ереване", — предложил мне недавно во время интервью главный архитектор столицы Самвел Даниелян.
Задача не из простых, верно? Надо обладать поистине богатым воображением, чтобы суметь представить себе этакое чудо — благоустроенные, да еще озелененные ереванские дворы. Ибо в реальности все обстоит совсем иначе: наши дворы не только не благоустраиваются, но целенаправленно уничтожаются на протяжении последних нескольких лет. В угоду застройщикам в столичных дворах, особенно в центре, самым варварским образом вырубаются деревья, разрушаются спортивные и детские площадки, бетонируются бассейны, перекрываются подходы к зданиям, что лишает население возможности эвакуации в случае возникновения экстремальных ситуаций, а вместо дворовых территорий общего пользования воздвигаются частные особняки, высотные дома, вереницы гаражей. . .
Какими они были — наши дворы, и что сталось с ними сегодня?
"От двора моего детства ничего не осталось, — рассказывает доктор-профессор архитектуры, академик Юрий САФАРЯН. — Мы жили на ул. Печатников, в нашем дворе была волейбольная и баскетбольная площадки, футбольное поле и даже небольшой бассейн. Двор служил местом отдыха, прогулок, спортивных игр, общения. . . А сейчас на месте спортивных площадок, бассейна выросли гаражи, все свободное пространство застроено, деревья уничтожены. Всего несколько лет градостроительного произвола — и наш двор исчез. . . "
Думаю, подобную грустную историю могут рассказать многие ереванцы, ставшие свидетелями тотального захвата дворовых территорий частными застройщиками, которые умудряются захапать в личную собственность то, что по праву принадлежит всем. Недавно я тоже побывала во дворе своего детства по ул. А. Аветисяна, 8. И здесь еще недавно (до 1996 года, когда мы переехали в другой район столицы) росли деревья, была детская площадка и беседка. Сегодня всего этого нет — от двора осталось одно название. Деревья вырублены, свободное пространство сплошь застроено, беседку кто-то приватизировал, огородив колючей проволокой. Держу пари, что скоро на этом месте вырастет очередной особняк или элитная высотка. Пространство двора так сузилось, что пройти по нему в одиночку, не натыкаясь на гаражи, и то сложно. А уж о спортивных играх, прогулках и т. д. говорить и вовсе нелепо. Возможно, кто-нибудь возразит, что, дескать, уничтожение дворов не вчера началось — ведь еще в советское время их застройка представляла проблему. Но сей аргумент вряд ли состоятелен, ибо в контексте издержек советского периода можно говорить о единичных случаях. Лишь за последние несколько лет, с благословения бывшего главного архитектора Еревана Нарека Саркисяна, проблема бесконтрольной застройки и уничтожения дворов обрела официальный массовый характер. И эта практика продолжается.
"Да, эта проблема существует, — признается нынешний главный архитектор столицы С. Даниелян. — Дворовые пространства сегодня не служат тем целям, для которых они предназначены. . . " И что с того? Даниелян констатировал факт, который и без того известен всем и каждому. А почему так происходит и кто ответствен за происходящее — вот вопросы, на которые очень хотелось бы получить исчерпывающий ответ.
Возьмем в качестве наглядной иллюстрации двор жилого дома по адресу: Ереван, пр. Саят-Новы, 4, по поводу которого "ГА" писал неоднократно. Этот двор практически уничтожен — поиздевались над ним основательно. Из-за строительства особняка, принадлежащего некоему Владу Мангасаряну, несколько зданий, расположенных во дворе, лишились сквозного прохода, что противоречит элементарным правилам безопасности. В случае экстремальной ситуации (землетрясения, пожара, наводнения) , если здание рухнет и забьет единственный выход, жильцы окажутся в ловушке. Во дворе уничтожены все зеленые зоны, детская площадка, на месте которых ныне красуются внушительные гаражи. Людям негде гулять, детям негде играть — одним словом, обычная история. Как объяснить это беззаконие? Специалисты твердят: дескать, этот двор был застроен до того, как "Ереванпроект" провел процедуру зонирования дворовых территорий столицы. Теперь-то, когда есть проекты зонирования, градостроительное управление обязано руководствоваться документом, четко определяющим, что можно строить в том или ином дворе, а что нет. Прекрасно, но. . .
Спрашивается: наши градостроительные инстанции до сих пор сидели сложа руки, дожидаясь, пока появятся итоги зонирования? Такая отговорка вызывает, как минимум, недоумение. Ведь у нас были и есть действующие градостроительные законы, строительные нормы и правила (СНиП) , генплан наконец, четко определяющие, что можно строить и где, а чего делать нельзя. СНиП разрабатывают целые институты, их не так легко изменить, и делается это на уровне подзаконных актов за подписью Министерства градостроения РА и Министерства юстиции. Правительство РА утверждает документы, и только тогда они обретают силу закона. За последние 15 лет СНиПы, конечно, изменились. После Спитакского землетрясения, к примеру, требования к сейсмической безопасности зданий стали значительно жестче. Но в целом строительные нормы и правила остались прежними, и нет таких правил, по которым частный застройщик может лишить здание сквозного прохода, отнять у жильцов территорию общего пользования, у детей — детскую площадку. Применительно ко дворам действуют четкие СНиПы: правила безопасности, плотность застройки (исходя из плотности двора, квартала, города) , обеспеченность детскими площадками, зеленой зоной — все это прописано, изобретать ничего не надо. И если законы нарушаются, отговорка в виде "отсутствия проекта зонирования" абсолютно несостоятельна. Не правда ли?
Только подумайте, сколько официальных инстанций ответственны за соблюдение градостроительных законов и виновны в градостроительной анархии. Разрешение на строительство выдает столичная мэрия, делая это на основании заключения управления градостроительства и архитектуры. Главный архитектор — тоже не последнее колесо в телеге. Он может оспорить решение мэрии, если оно выходит за рамки закона. Далее следует градостроительная инспекция, которая тоже обладает правом вето и может оспорить решение главного архитектора и мэрии и приостановить то или иное строительство, если оно незаконно! Тем не менее на руках у частных застройщиков, лишающих ереванцев права иметь полноценные дворы, каким-то волшебным образом оказываются и утвержденные проекты, и разрешение на строительство, и право собственности на территорию общего пользования. Что же делать?
"Нужно незамедлительно начать исправлять ситуацию, иначе бесконтрольная застройка дворов в столице приведет к тяжелым последствиям, вплоть до социального взрыва, — считает Юрий Сафарян. — Сегодня большинство ереванцев оказались лишенными нормального двора и личного пространства, живут в экологически загрязненной среде, грязном воздушном бассейне. Сейсмические нормы требуют рассредоточить дворовые застройки. Даже если проводится компактная застройка, необходимо осуществлять ее отдельными точками, имея большие разрывы, заполненные зелеными обводненными пространствами, спортивными площадками. Думаю, столичным префектурам, мэрии необходимо провести паспортизацию всего того, что построено на территориях общего пользования за последние несколько лет. А потом проявить волю и предпринять необходимые меры, чтобы справиться с критической ситуацией. Вспомните, сколько незаконных киосков было построено в центре города. Смогли ли же их ликвидировать, почистить город. . . "
А что думает по этому поводу главный архитектор Еревана С. Даниелян — кроме того, конечно, чтобы предложить ереванцам закрыть глаза и представить себе благоустроенные и озелененные дворы? "У нас есть разработанные серьезные программы, касающиеся дворов, — говорит С. Даниелян. — Мы провели детальное исследование всех дворовых пространств (в частности центра столицы) и определили, в каком дворе какая градостроительная деятельность может иметь место, а какая — нет. Есть дворы, которые однозначно должны быть очищены от застроек, гаражей, и мы обязательно проведем все необходимые мероприятия. Кстати, наши исследования показали, что в случае реализации программы по благоустройству дворов территория общего пользования и зеленая зона дворовых пространств центра столицы может вырасти на 30%. "
Вот даже как! Звучит оптимистично, хотя еще более фантастично, чем "представить себе полностью благоустроенные и озелененные дворы". В любом случае очевидно одно: к решению проблемы столичных дворов необходим не локальный, а комплексный подход со стороны властей. Зонирование дворовых территорий — только первый шаг. Иначе пройдет еще несколько лет и нам придется рассказывать своим детям, что такое нормальный двор и в чем его предназначение — примерно так же, как наши бабушки рассказывали нам о преданиях старины глубокой. . .