Логотип

ПРОБЛЕМА ДОВЕРИЯ

Продолжая наш разговор о кандидатах в президенты Армении, точнее о тех проблемах, которые ждут того или иного кандидата в ходе избирательной кампании, мы остановимся сегодня на шансах кандидата АРФ "Дашнакцутюн", члена Бюро партии и вице-спикера Национального Собрания Ваана Ованесяна.
Что может помешать кандидату от "Дашнакцутюн" оказаться во втором туре, что уже было бы серьезной заявкой для партии? На первый взгляд — ничего. Судите сами: у партии есть структура, команда, опыт, ресурсы, электорат, харизматичный кандидат, телеэфир. Что еще надо для полного счастья? Большинство других кандидатов (за исключением Сержа Саркисяна) о таком "джентльменском наборе" могут только мечтать. . . Не будем забывать и о парламентских выборах, на которых партия получила порядка 200 тысяч голосов (чуть меньше).
Куда могут отойти эти голоса в ходе президентских выборов? К Сержу Саркисяну? Вряд ли, иначе они ушли бы туда уже в ходе парламентских выборов. Не будем забывать, что как сегодня, так и в ходе парламентских выборов дашнакцаканы не раз критически говорили о недостатках власти. . . Могут ли эти голоса отойти к АОД? Конечно, в электорате АРФД есть и протестные настроения, но вряд ли до такой степени, чтобы голоса, поданные на парламентских выборах за "Дашнакцутюн", отошли к АОД. Очень и очень сомнительно. . . Могут ли эти голоса перейти к какому-либо другому кандидату? Также представляется маловероятным, поскольку никто из остальных кандидатов не обладает такой силой, чтобы перетянуть голоса АРФД. . .
Скорее можно предположить, что при правильной работе к АРФД могут добавиться голоса потенциальных избирателей "Наследия" или вновь созданного триумвирата в лице рамкаваров плюс партий Самвела Бабаяна и Альберта Базеяна. А если партии удастся оторваться от 200 тысяч и подойти к 300, то это уже будет неплохой заявкой на второй тур.
Что может помешать этому сценарию? Конечно, плохой работой можно свести на нет все преимущества, но сейчас мы обсуждаем не вопросы чисто технического характера. Полагаем, главная опасность лежит в психологической плоскости или, как сказал бы Серж Саркисян, в некоторых особенностях менталитета отечественного избирателя.
Все дело в том, что избиратель должен поверить не только в то, что у кандидата от АРФД есть шанс победить на выборах (как минимум, пройти во второй тур) , но и в то, что "Дашнакцутюн" полна решимости этот шанс реализовать, поскольку, как показывает практика, среднестатистический армянский избиратель отдает на выборах свой голос тому кандидату, в победу которого верит пусть не на все сто, но хотя бы процентов на двадцать.
Полагаем, эту проблему прекрасно понимают и в партии, и ее кандидат Ваан Ованесян. И не случайно, что недавно, на торжественном праздновании 117-летия партии, он завершил свое выступление обращением именно к тем, кто сомневается в решительности "Дашнакцутюн", и к тем, кто полагает, что АРФД не будет последовательной в своей избирательной кампании. Первым он посоветовал отбросить прочь все сомнения, а вторых заверил, что их "надежды" безосновательны. . . И все-таки заявления — заявлениями, но это еще полдела, главное, чтобы избиратель в эти заявления поверил. И в этой связи, оставив в стороне тех, кто надеется на непоследовательность АРФД, постараемся понять тех, кто в этой решительности сомневается.
В чем причина? Вероятно, многие избиратели считают двойственным положение, в котором сейчас находится "Дашнакцутюн": с одной стороны, находясь во власти, с другой — жестко критикуя недостатки власти. Часто приходится слышать, как многие аргументируют эту двойственность следующим примером: в составе нынешнего Верховного Органа АРФД, который по идее и должен взять на себя всю тяжесть организации избирательной кампании кандидата от партии, входят и три министра действующего правительства. То есть эти три министра (не говоря уже о том, что один из них получил министерский портфель по "квоте" РПА) должны организовывать избирательную кампанию Ваана Ованесяна и бороться против руководителя правительства Сержа Саркисяна. С одной стороны, выполнять в правительстве указания своего непосредственного руководителя, с другой — в составе Верховного Органа АРФД организовывать кампанию оппонента Саркисяна по президентским выборам. . .
Согласитесь, что, даже если принять за данное, что все участники избирательной кампании будут пользоваться исключительно наичистейшими избирательными технологиями, — даже при этом нашему и так очень недоверчивому избирателю будет трудно поверить в искренность такой избирательной кампании и отбросить прочь сомнения.
Сказанное вовсе не означает, что мы однозначно рекомендуем АРФД отозвать из правительства своих министров. Возможно, в руководстве партии считают, что отставка партийных министров приведет только к эскалации напряженности в стране, к излишнему накалу страстей, против чего всегда выступала АРФД. Не говоря уже о таком чисто практическом доводе, что, отзывая своих министров, можно лишиться и некоторых деталей из упомянутого выше "джентльменского набора".
Сказанное также вовсе не означает, что у АРФД нет ответа на вопросы скептически настроенных избирателей. Эти ответы есть, и они периодически озвучиваются. Говорится о том, что у АРФД в Армении нет врагов, что избирательная кампания не воспринимается в партии как борьба не на жизнь, а на смерть, что участие в избирательной кампания вовсе не должно означать обоюдную ненависть и что можно совместно решать насущные для государства задачи, но быть при этом идеологическими оппонентами, и что парламентские и президентские выборы именно и есть то время, когда серьезные политические силы должны выносить на суд избирателя свои подходы и свою идеологию. И главное: если Ваан Ованесян и Серж Саркисян сегодня одновременно баллотируются в президенты, это вовсе не означает, что они стали врагами, перестали здороваться или, предположим, согласовывать те или иные внешнеполитические акции армянства.
Все эти доводы приводились, приводятся и будут приводится. Наверняка, есть и еще более логичные доводы. На самом деле во всех этих утверждениях есть смысл и по большему счету так и должно быть. Но "должно" — это одно, а то, что слишком недоверчивая душа у нашего избирателя, согласитесь, совсем другое. Таким уж мы, точнее вы (политические силы) , его воспитали. Слишком недоверчив наш избиратель, которому и на пустом месте повсюду чудятся заговоры, который и в очевидные вещи зачастую не расположен верить, если не имеет на то личного интереса. . .
Поверит ли избиратель в доводы "Дашнакцутюн"? На наш взгляд, это одна из самых главных проблем, которую придется решать партии в ходе предстоящей избирательной кампании. Если да, то полагаем, что при правильной агитации и организованной работе штабов партии вполне по силам решить задачу прохождения своего кандидата во второй тур президентских выборов-2008.