Село Урасар (Куйбышев, Новопокровка) расположено километрах в десяти от Степанавана. Основано оно в 1803-1805 гг. В середине XIX века здесь обосновались русские, переселившиеся из Саратова, Тамбова, Полтавы и других мест. В 1901 году после многолетнего строительства зазвенел колокол церкви Покрова. Именно она, вернее, то, что от нее осталось, стало причиной воскресной поездки в Урасар.
СУДЬБА ЭТОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ СХОЖА с судьбой подавляющего большинства армянских церквей. В борьбе с религией власти изменили профиль храма — зернохранилище, клуб, склад удобрений. Со временем дверь и окна пришли в негодность, а крыша совсем прохудилась. Практически ее не было, дождь и снег беспрепятственно разрушали стены.
Председатель общества «Армения — Россия» доктор филологических наук Михаил Давидович Амирханян, сам корнями из этих краев, давно вынашивал идею восстановления памятника русской старины. В нынешнем году она стала реальностью. Министерство градостроительства РА поддержало предложение о реконструкции кровли строения, обратилось в областную администрацию Лори и к старосте села Урасар, призывая содействовать инициативе. Идея понравилась всем. Оставалась самая малость: раздобыть деньги…
Здесь, опуская некоторые детали, отмечу, что на помощь пришел благотворитель из России Семен Матвеевич Кандилян. Составили смету. Заслуженный художник Армении Гамлет Матинян выполнил макеты большого и малого православного креста, отлили небольшой колокол. Ремонтными работами руководил прораб Артур Калантарян. И 23 августа собравшиеся на церемонию открытия сельчане услышали первый его звон. Открывая собрание, М.Амирханян подчеркнул:
— Это первый этап восстановления памятника старины. Мы стремились, чтобы церковь обрела первозданный облик с православными крестами. Здесь в свое время крестилось и молилось не одно поколение. В дальнейшем предстоит установить окна и дверь, оштукатурить стены, привести в порядок пол. А что будет дальше, покажет жизнь.
Организаторы реконструкции устроили жертвоприношение, хашлама из барашка была разложена на столах перед церковью, люди от души благодарили приехавших за благое дело.
— Церковь добротная, — заметил 76-летний Леонид Анохин. — Еще 1000 лет простоит. Только, чтобы окончательно восстановить ее, конечно, нужны деньги. Может, посольство наше поможет…
— В селе сейчас проживает человек 400. Русских осталось мало, примерно 10-12, в основном люди пожилые, — рассказывает староста Урасара Артак Киракосян. — Причины эмиграции социальные. Из наших сейчас примерно 50-60 человек работают в России. Село главным образом кормится животноводством. Сдают молоко в сельский приемный пункт или сами перерабатывают. Главная проблема — дорога. Если благоустроить, транспорт до нашего села и соседнего Катнахбюра не будет столь дорогим. А так прогресс, конечно, есть. К примеру, уже несколько лет действует интернет.
ЛЮДИ ЗАХОДИЛИ В ЦЕРКОВЬ, СТЕНЫ КОТОРОЙ САМИ УКРАСИЛИ принесенными из дома изображениями святых, иконами, фигурками Богородицы с младенцем. Они зажигали свечи, шепча молитвы и пожелания. Традиция ставить свечи возродилась в годы независимости. Русские, армяне (православный или адепт Армянской Апостольской Церкви — значения не имело) приходили в дом, над которым когда-то были кресты.
Сегодня они опять появились над строением, окруженным небольшим прекрасным парком, в котором впору снимать фильмы о жизни русской глубинки XIX века. Неподалеку расположено кладбище.
При расставании с Урасаром одна из немногочисленных представительниц русской общины еще раз поблагодарила приехавших из Еревана.
— Я здесь родилась. И хоронить меня здесь будут. На этой земле. Спасибо за доброе дело. Многие обещали, да ничего не сделали. Теперь вот есть кресты и колокол. Глядишь, и до конца дело сладится.
Эти слова женщины по имени Маруся из села Урасар (Куйбышев, Новопокровка) — еще одна оценка многовекового совместного пути, пройденного двумя народами, напоминание о том, что дерево дружбы нужно постоянно поливать усилиями обеих сторон.
