Логотип

СТАТИСТЫ ДАВОСУ НЕ ИНТЕРЕСНЫ

Как, формируя будущее демократии, сформировать… автократию

Сегодня, 19 января, на швейцарском горнолыжном курорте в Давосе откроется 56-я сессия Всемирного экономического форума (ВЭФ), которая продлится до конца рабочей недели. Сменивший ушедшего в отставку бессменного с 1971 года 87-летнего основателя респектабельного европейского мероприятия Клауса Шваба новый председатель ВЭФ Берге Бренде был вынужден признать, что в этом году форум будет проходить в условиях «самого сложного с 1945 года геополитического контекста».

БОЛЕЕ ТОГО, ФОРУМУ ПРЕДСТОИТ И ЕЩЕ ОДНО СЕРЬЕЗНОЕ ИСПЫТАНИЕ – проверка на собственную актуальность, поскольку традиционная цитадель глобалистов, которой на протяжении 10-летий оставался Давос, сегодня как бы идет наперекор глобальным тенденциям, слому миропорядка и усилению протекционизма, начало которым положил президент США Дональд Трамп. Неслучайно, наверное, что девиз Давоса-2026 «Дух диалога» сформулирован организаторами максимально обтекаемо и может остаться всего лишь благим пожеланием…

Из года в год, в январе, журналисты и аналитики дискутируют на тему, почему тот или иной лидер поехал или не поехал в Давос. Не исключение и Армения, власти которой в случае участия главы государства в форуме объясняют это тем, что «эта площадка – хорошая возможность встретиться в одном месте с представителями многочисленных стран и крупных компаний», а в другом случае намекают на свою рачительность и экономию средств госбюджета, а также на наличие иных площадок для решения своих вопросов.

Третий случай – отсутствие приглашения, без которого уже второй год подряд обходится, к примеру, премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе. Но это явно не наш случай: идущему, ни на йоту не отклоняясь, в русле политико-экономических интересов Запада Пашиняну в отличие от отстаивающих собственные национальные интересы властей Грузии приглашение наверняка последовало.

Тем не менее, как известно, Пашинян в этом году решил в Давос не ехать. А если не едет он, то, по его мнению, и другим в составе армянской делегации (например, под менее представительным руководством одного из вице-премьеров или даже министра) делать там нечего. Туда он съездил в 2019 году сразу после прихода к власти, посетил Давос и в прошлом году, а в этом отказался. С чего бы это? Крайне амбициозный популист Пашинян вряд ли смог бы лишить себя удовольствия представить перед солидной аудиторией контуры своего иллюзорного изобретения – «Реальной Армении», а также пуститься в глубокомысленные рассуждения о мире любой ценой и перспективах TRIPP.

Однако болезненно чувствительный премьер Армении наверняка отдает себе отчет в том, что одно дело – дипломатический этикет и одобрительные похлопывания по плечу и совсем другое – то, что о тебе думают и говорят в кулуарах. У Пашиняна достаточно ума для того, чтобы понимать: в традиционно непринужденной обстановке обсуждений в швейцарской горной деревушке ему никак не избежать крайне неудобных вопросов.

Если в первом участии в форуме Пашинян даже выступил с размещенной на официальном сайте ВЭФ статьей «Shaping the future of democracy in Armenia» («Формируя будущее демократии в Армении»), то сегодня, спустя 7 лет, ему пришлось бы в тематических дискуссиях внятно объяснить, как ему удалось за столь короткий срок сформировать в стране… автократию, заполнить уголовно-исправительные заведения своими политическими оппонентами, в том числе за их критические в его адрес высказывания, и попытаться как-то оправдаться за свои нападки на Армянскую Апостольскую Церковь. В христианской Европе взгляд на преследование и раскол ААЦ со стороны светской власти может сильно отличаться от молчаливого одобрения и отстраненности в этом вопросе со стороны верхушки Евросоюза.

Тем более, что все, о чем Пашинян мог бы порассказать досточтимой аудитории в Давосе, осталось бы незамеченным в тени выступлений американского президента, чья делегация на форуме самая большая и представительная. И Дональд Трамп уже дал понять, что едет в Давос прежде всего для популяризации своего ключевого тезиса «Make America Great Again» (MAGA), вокруг которого, по его мнению, и должен строиться весь современный миропорядок. Главным парадоксом ВЭФ 2026 года станет то, что он неизбежно будет выглядеть бенефисом Дональда Трампа. Так что об улаженных военных конфликтах, в том числе между «Абербайджаном и Албанией», и транспортно-логистической инициативе TRIPP на форуме будет кому красочно рассказать. Тривиальные статисты типа Пашиняна в Давосе уже мало кому интересны…