Логотип

ФУТБОЛ И ДИКТАТОРЫ

Созданный в 2023 году в Туркмении футбольный клуб «Аркадаг» сразу начал демонстрировать на национальном уровне невероятные результаты. Команда, названная в честь титула диктатора Гурбангулы Бердымухамедова (в переводе с туркменского «Аркадаг» означает «Покровитель»), выиграла три чемпионата страны подряд (2023-2025) со стопроцентным результатом – 82 победы в 82 матчах.

КЛУБ-РЕКОРДСМЕН СОЗДАН ПРИ ПОМОЩИ ВЛАСТЕЙ и пользуется их полной поддержкой. Перед началом своего первого сезона команда подписала лучших игроков лиги. В тот период трансферное окно было продлено, чтобы «Аркадаг» смог взять нужных футболистов. Собрав по местным меркам суперсостав, клуб оказался вне конкуренции — соперники в чемпионате изначально борются только за второе место.    

А как обстояли дела при других известных диктаторских режимах? Увлекались ли лидеры тоталитарных государств футболом? И насколько искусно они использовали «игру миллионов» в государственной пропаганде?

Адольф Гитлер. Фюрер нацистской Германии предпочитал футболу другие виды спорта, которые, по его мнению, лучше демонстрировали превосходство «арийской расы». Но однажды он все-таки сходил на футбол. В ходе Игр-1936 в Берлине рейхсканцлер посетил четвертьфинальный матч Германия – Норвегия. Хозяева проиграли 0:2, а разгневанный Гитлер досрочно покинул стадион и больше на матчах не появлялся.

Клубный футбол в стране при фашистах оставался любительским. Власть опасалась коммерциализации спорта и запрещала платить игрокам. Любые попытки вознаградить их жестко пресекались. В 1930 год весь состав доминирующего в чемпионате Германии «Шальке» был дисквалифицирован за получение премиальных после победы.

Бенито Муссолини. Единомышленник Гитлера в политике активно использовал футбол для пропаганды фашизма. Популярная в Италии игра была превращена в инструмент распространения государственной идеологии. Ярким примером стал проведенный в стране чемпионат мира 1934 года. Прямо перед началом встреч прошли парады чернорубашечников, звучали соответствующие марши, а стадионы украшали фашистской символикой. Не забыли «поработать» и с судьями, которые в решающих матчах явно симпатизировали хозяевам.

Так или иначе, Италия стала чемпионом мира. Через два года сборная этой страны выиграла олимпийское золото в Берлине, а в 1938 году вновь оказалась сильнейшей на мундиале. Взлет итальянского футбола был невозможен без колоссальных вложений государства. Совершенствовалась инфраструктура: строились новые стадионы и реконструировались старые. Была реформирована система национальных чемпионатов и создана Серия А.

Франсиско Франко. Испанский диктатор, правивший страной с 1935 по 1975 годы, симпатизировал мадридскому «Реалу» и полностью поддерживал его. После завершения в 1939 году гражданской войны Франко провозгласил Испанию единым и неделимым государством. Поэтому другой ведущий клуб страны, «Барселона», был подвержен всяческим гонениям за связь с каталонскими сепаратистами.

Продвигать ценности диктаторского режима был призван «Королевский клуб». С этой миссией «Реал» справлялся вполне удачно: пять побед подряд в Кубке европейских чемпионов (1956-1960). Сам Франко тогда регулярно посещал матчи на «Сантьяго Бернабеу», а власти помогли клубу за три года построить новый стадион и даже способствовали переманиванию игроков.

«БАРСЕЛОНА» ТОГДА ВИДЕЛАСЬ НЕКИМ СИМВОЛОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ, но только в глазах зрителей. На деле каталонской команде приходилось безоговорочно подчиняться режиму. Самое крупное поражение «сине-гранатовых» в «эль-класико» случилось именно в те времена. В 1943 году в первом полуфинальном матче Кубка Генералиссимуса (так был переименован новой властью Кубок Испании, он же бывший Кубок Короля) «Барса» дома победила мадридцев со счетом 3:0. В ответном матче «Реал» буквально сокрушил соперника – 11:1.

На международной арене режим Франко тоже стремился выделиться футбольными успехами. В финале домашнего ЕВРО-1964 сборная Испании обыграла действующих чемпионов из СССР. В конце матча толпа на стадионе устроила Франко десятиминутные овации, словно это была победа над коммунистическим строем.    

Аугусто Пиночет. Жестокий режим Пиночета в Чили добрался и до футбола. После военного переворота 1973 года новые власти буквально превратили стадион «Насьональ» в концлагерь. Около 7 000 политзаключенных удерживали на футбольной арене в Сантьяго. Параллельно с этими событиями проходили отборочные игры к ЧМ-1974, и сборная Чили должна была принять в ответном матче СССР (первая игра прошла в Москве через две недели после переворота и завершилась нулевой ничьей).

Советское руководство, разорвав дипломатические отношения с Чили, распорядилось бойкотировать игру в Сантьяго. В итоге хозяева матча в одиночестве вышли на поле, разыграли мяч с центра и забили гол несуществующим соперникам в пустые ворота. Сборная Чили на ЧМ-1974 лавров не снискала, а вот советская команда тогда вполне могла показать хороший результат. На тот момент в СССР блистали футболисты «Арарата», и кое-кто из них лишился возможности поехать на мундиаль. Например, Аркадий Андреасян, отыгравший 90 минут в московском матче против Чили. 

Николае Чаушеску. Одиозный генсек компартии Румынии не был ярым футбольным болельщиком, но понимал полезность этой игры и использовал ее в своих целях. Под управление Чаушеску попал столичный клуб «Стяуа», а руководителем армейского клуба стал его сын Валентин. Под покровительством правящей семьи бухарестский клуб добился небывалых высот на внутренней и международной аренах: пять раз подряд выиграл чемпионат Румынии, а в 1986 году завоевал Кубок европейских чемпионов, выйдя также в финал КЕЧ-1989.

ХАРАКТЕРНЫЙ ЭПИЗОД ИЗ РУМЫНСКОГО ФУТБОЛА ТОГО ПЕРИОДА. В финале Кубка Румынии 1988-го года с бухарестским «Динамо» после отмены победного гола «Стяуа» на 90-й минуте команда покинула поле при счете 1:1. Победу по правилам должны были присудить динамовцам, но национальная федерация почему-то решила отдать трофей «Стяуа». С 1986 по 1989 годы «красно-синие» выдали беспроигрышную серию в чемпионате Румынии из 104 матчей. Серия сразу оборвалась после расстрела Чаушеску в 1989 году. 

Иосиф Сталин. «Отец народов» был равнодушен к футболу, чего не скажешь о его ближайшем окружении. Глава НКВД Лаврентий Берия симпатизировал московскому и тбилисскому «Динамо». В 1939-м году Берия даже распорядился (факт его вмешательства стопроцентно не подтвержден, но решение было принято на партийном уровне) переиграть полуфинал Кубка СССР между «Спартаком и тбилисским «Динамо», закончившийся победой москвичей.

Абсурдность ситуации заключилась в том, что «Спартак» уже успел выиграть почетный трофей. В полуфинальной переигровке (через 15 дней после решающего матча) вновь победили москвичи, и итоги финала было решено оставить в силе.

В отличие от Иосифа Виссарионовича его сын Василий футбол не только любил, но и лично курировал команду ЦДСА (нынешний ЦСКА). Легендарный Никита Симонян вспоминал, как в 1951 году Сталин-младший вызвал его к себе. Сын вождя без прямых угроз, но настоятельно рекомендовал Симоняну перейти в стан армейцев, намекая на возможные негативные последствия в случае отказа. Но футболист не поддался и честно высказал Сталину-младшему свою позицию.

«Я в «Спартаке» состоялся как игрок благодаря тренерам и партнерам. Разрешите мне остаться. Тот оборачивается к свите: «Вы слышали? Человек мне правду в глаза сказал! Иди играй за свой «Спартак» и помни, что я тебя приму в любое время по любому вопросу”», — вспоминал спустя годы Никита Павлович.