Шаэн ОГАНЕСЯН, несмотря на триумфальное выступление в 7-м сезоне шоу «Голос» и признание жюри в рамках конкурса «Браво! Бис!», не является публичной фигурой, вызывающей ажиотаж. Его образ не вписывается в стереотип «звездного» артиста, хотя он и обладает харизмой, коммуникативными навыками и чувством юмора. Сам Шаэн скромно отмечает: «Да нет, я не такого полета, чтобы обо мне говорили критики». Однако именно подобные личности заслуживают особого внимания, поскольку они обладают глубинным внутренним стержнем и целеустремлённостью, направляющей их на реализацию собственных амбиций и творческих устремлений.
— Шаэн, давайте начнём с ваших корней. Родители переехали в Санкт-Петербург в тяжелые 90-е годы. Скитались по съемным квартирам, пока не обрели своё 18-метровое жилье, в котором впятером вы прожили почти 20 лет. Расскажите о своей семье. Откуда она родом?
— Мои предки из Нагорного Карабаха, семьи моих родителей жили в Сумгаите. В 1988 году в связи с погромами бежали в Армению. В городе Арташате беженцам предоставляли жилье, там в 1990 году я и родился. Непростая жизнь с множеством проблем привела к эмиграции в 1992 году в Россию, в Москву, а потом в Санкт-Петербург.
— Что больше всего запомнилось из детско-юношеского периода жизни?
— В Санкт-Петербурге мы осели в коммунальной квартире, в той самой 18-метровой комнате. Иметь письменный стол в ней, как Вы понимаете, было роскошью, поэтому я часто уединялся в коридоре, на невысоком холодильнике соседа, ребёнка блокадного Ленинграда, Николая Алексеевича Шарова. Детство его было суровым, поэтому в зрелом возрасте он восполнял недостаток радости — собирал разные безделушки, мастерил игрушки своими руками и очень любил детей. У него была гитара советского производства, и ближе к окончанию школы я стал все чаще одалживать ее, чтобы научиться играть. К выпускному вечеру он мне ее подарил.
— Часто ли бывали и бываете в Армении? Есть ли какие-то особенные воспоминания, связанные с Арменией?
— В Армении с учетом рождения я был 5 раз. Очень дорогие билеты, нет возможности посещать ее часто. Но мама воспитывала нас на идеалах «настоящих армян», прививая любовь к родине, поэтому моя Армения всегда была со мной.
— То, что вам небезразлична судьба Армении, видно из творчества. В годину памяти жертв Геноцида армян Вы прочли в эфире прекрасное стихотворение и написали к нему музыку. Как история и традиции народа влияют на вас и на ваших близких?
— Признаться, я далеко не эксперт в истории Армении, но право называться армянином дает мне силы, будто за моей спиной стоят мои великие предки, просто на глобальном уровне это — часть меня, эта связь на каком-то другом, не поддающемся описанию, уровне. Вместе с тем я не сакрализирую армян и отдаю себе отчет, что не все из них несут знамя «настоящих армян», на котором воспитывала меня мама.
Что касается традиций, то они формировались в определенном историческом, социальном, культурном контексте, и в других условиях жизни они, конечно, преломляются в зависимости от конкретных актуальных условий. Например, свою невесту в день свадьбы я забирал без живой музыки из простого уважения к местным устоям и покою жителей дома. Отход это от традиций? Пожалуй. Критичен ли он для меня? Отнюдь.
— В 2018 году, когда вы стали финалистом 7-го сезона шоу «Голос», после замечательного исполнения песни «Полет на дельтаплане» вы ответили на вопрос интервьюера, почему не оделись так же, как одевался первый исполнитель этой песни, Валерий Леонтьев. Сказали, что вас бы не поняла армянская община. Вы так зависимы от постороннего мнения или же все-таки это воспитание, основанное на традиционных армянских ценностях?
— Буду честен, многие наши уклады основаны на том, «что скажут люди». И в целом это присуще и другим народам. Я понимаю, что до сих пор в крупных городах люди ставят оценку со стороны превыше свободы собственных действий и своего комфорта. Люди делают себя заложниками общественного мнения, и вызволить их из этой психологической тюрьмы крайне сложно, если вообще возможно. Если это можно назвать традицией, я с большой радостью от нее отвернусь. Я знаю примеры, когда такие «традиции» слишком дорого обходились людям. Жизненно дорого.
— А когда пришло осознание, что пора начинать заниматься творчеством?
— На первом курсе юрфака мне жутко захотелось иметь синтезатор. Все, что я мог себе позволить, — купить диск с программой, в которой можно было играть на клавиатуре компьютера как на синтезаторе. В ней была функция записи, и я потихоньку начал сочинять песни (хотел стать рэпером). Более серьезно стал писать песни в 2019 году после шоу «Голос», когда был запрос на мое творчество, и мне нужно было его удовлетворять. Немного не успел попасть в струю, так как процесс написания шел долго, но получилось как получилось, я за всё благодарен в своей жизни. Как говорится, если можешь не писать, не пиши. Я не смог.
— Когда написали свое первое стихотворение? Кому показали? Какая была реакция?
— Первые стихотворения восходят годам к 10, я их почти не помню, но маму они пугали — были слишком депрессивными.
— А что сподвигло заняться вокалом? Работа в летнем кафе на Сенной площади Петербурга или 4 года работы в караоке?
— Вкусив плоды работы певцом, трудно потом от них отказаться. Думаю, Вы слышали, что сцена — своего рода доза адреналина, за которой ты снова и снова туда возвращаешься. Я люблю музыку, звучание своего голоса, внимание и признание людей, мне за это еще и неплохо платят, — надо быть дураком, чтобы отказаться от такой работы. Иногда я им был.
— Как вы познакомились со своей будущей супругой? Как она относилась и относится к Вашему увлечению музыкой?
— С женой познакомились на сайте одного армянского портала, стали вместе посещать духовные беседы, некогда проходившие в армянской церкви на Невском проспекте. Она поддерживала и верила в меня порой больше, чем я сам, хотя ей приходится непросто со мной. Её вере и преданности посвящена песня «Музыка», которую я планирую первой выпустить на всех площадках.
— А что сподвигло вас подать заявку на шоу «Голос»? С первого раза не получилось, но вы не сдались.
— Ввиду отсутствия музыкального образования у меня всегда был голод по знаниям, я постоянно внимал коллегам-музыкантам, спрашивал про технику пения, аккорды, ноты и задавал прочие вопросы. «Голос» я рассматривал для себя как билетик на большую сцену, как институт, где меня всему научат и где я обрету много знакомств и возможностей. Это произошло, но лишь отчасти. Я действительно обрел много знакомств, получил колоссальные опыт, уверенность в себе и в определенной степени признание, но системного образования, конечно, там не было.
— Что было самым трудным и что самым интересным на этом шоу? Как оно способствовало вашему профессиональному росту?
— Самым трудным было укрощать свое волнение во время прямых эфиров, вещание шло на всю Россию. Ну а самым интересным было наблюдать, насколько далеко я пройду. Как я уже сказал, этот проект дает огромный багаж различного опыта, и статус финалиста в этом шоу, таким образом, является гарантом качества для организаторов, неким знаком верификации — этот парень прошел через сотни тысяч конкурентов, снялся во всех возможных эфирах шоу, включая три прямых, и если с ним имели дело продюсеры «Голоса», в котором требуется жесткая дисциплина, на него можем положиться и мы. На личном профессиональном росте, конечно, сказались погружение в профессиональную среду, количество репетиций с одними из лучших музыкантов страны, сами важнейшие выступления, регулярные съемки… Все это здорово закаляет тебя как артиста.
— После шоу, когда не победили в итоге в финале, вы держались хладнокровно и даже подшучивали. Заранее знали свои возможности и не ожидали чуда?
— Конечно, я надеялся занять первое место, но также осознавал, что уже достиг серьезных успехов, и поэтому был благодарен Богу и за своё четвертое. Отсюда и мое смиренное поведение.
— Вы как-то упомянули, что после «Голоса» поступали предложения петь свои песни, но с чужими аранжировками. Почему вы отказались? Как дальше сложилась творческая судьба?
— В двух словах, это были коммерческие предложения, основной целью которых было извлечение выгоды. Для меня же песни — контейнеры смыслов, и основная цель — доносить в них созидательные мысли до людей. Именно поэтому на концертах я исполняю только свои песни со своими стихами, это — часть меня. Также для меня было важно участие в творческих процессах и коммуникация с музыкантами, чего там не требовалось по определению. Из-за разности подходов я отказался. Свой сольный концерт у меня получилось организовать (полностью самостоятельно) лишь 30.04.2025 года. Надеюсь, получится устраивать такие концерты периодически.
— От первого квартирника в Москве, на котором вы пошутили, что умеете играть 3-4 аккорда, прошло чуть больше 5 лет, и вот вы собираете группу и устраиваете сольный концерт. Кроме того, удачно выступили в другом шоу «Браво! Бис!». Расскажите об этом периоде времени.
— В феврале 2025 года я уволился с должности директора музыкального магазина, чтобы сфокусироваться на музыке. К своему концерту начал готовиться заблаговременно, поэтому к концу апреля у меня уже все было готово к сольнику. Мы успешно отыграли концерт, летом было несколько выступлений на частных мероприятиях, а ближе к осени мне поступило предложение от кастинг-менеджера Weit media (создатели шоу «Ну-ка, все вместе!») принять участие в одном проекте. Подустав после «Голоса», я поблагодарил за приглашение, но участвовать не собирался. Спустя какое-то время мне написал уже другой кастинг-менеджер с тем же предложением. Восприняв это как знак, я подумал, что ничего не теряю, а только взбодрюсь и опять погружусь в творческую среду, и поэтому согласился.
— Что будет дальше? Какие планы на будущее?
— Нужно обеспечивать семью, поэтому я попробую сделать музыку основным источником своего дохода, пока планирую выступать в трех форматах — с группой, с компьютером и под гитару. По мере достижения финансовой стабильности буду выпускать свою авторскую музыку. Пока так.
— В одной из ваших песен есть такие слова: «Моя вера крепка, как вибраниум, мои трудности — благословение». Скажите, что для вас самое ценное?..
— Если очень коротко, моя жизнь — величайший дар Бога, за который я не заплатил ни копейки. Я ценю это, стараюсь беречь и прожить этот дар красиво. Красиво для меня — это не запачкать в грехах данную нам от рождения безупречную душу. Красиво — это достойно содержать свою семью и приносить пользу обществу. Красиво — это стяжать добро внутри до самой смерти. Порой это бывает очень непросто…
Беседу вел Виктор КОНОПЛЕВ
