Логотип

СДЕЛКА ДЬЯВОЛОВ: ЧТО ИМЕЛ В ВИДУ ГЕНСЕК СОВЕТА ЕВРОПЫ?

Прошедшая в Страсбурге зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) оказалась достаточно интересной как в силу принятой резолюции, так и ряда ярких выступлений оппозиционных членов армянской делегации. Все это подробно освещалось в прессе, но мало кто обратил при этом внимание на весьма примечательное признание генерального секретаря СЕ Алена Берсе.

«ВЕДЕТЕ ЛИ ВЫ ПЕРЕГОВОРЫ С ВЛАСТЯМИ АЗЕРБАЙДЖАНА ПО ВОПРОСУ ОСВОБОЖДЕНИЯ армянских заключенных в Баку в рамках усилий по возвращению азербайджанской делегации в ПАСЕ?», — спросил Берсе депутат от блока «Армения» Армен Геворкян. Помимо дежурных фраз о важности соблюдения государствами-членами своих обязательств по защите прав человека, генсек несколько неожиданно разоткровенничался по поводу «мирного процесса» между Арменией и Азербайджаном.

По словам швейцарского политика, процесс продвигается не так быстро, как ожидалось. «Мы должны признать, что ситуация намного запутаннее. Прошлым летом мир между Арменией и Азербайджаном был установлен под эгидой президента США, но сейчас мы видим, что имеются трудности», — заявил он.

Ален Берсе, возможно, не самый осведомленный о подробностях процесса человек. Но тем ценнее его признание на фоне лицемерного хора высокопоставленных международных чиновников, в один голос повторяющих набившие уже оскомину ничего не значащие клише. Да и с какой стати генсеку ПАСЕ выбиваться из общего ряда и констатировать сложности, неожиданные задержки и «запутанность ситуации», если все обстоит радужно и гладко?

Не будем к тому же забывать, что речь идет о главе одной из крупнейших европейских межгосударственных структур, всегда активно замешанной в региональных процессах. Все эти факторы не оставляют сомнений в том, что ситуация действительно осложнилась и процесс вошел в тупик.

Имя этого тупика можно назвать с высокой долей вероятности: неумолимо приближающиеся парламентские выборы в Армении, которые диктуют свои правила игры Пашиняну с Алиевым и Эрдоганом. Высочайшая цена за воспроизводство антиармянской власти «ГД» для указанной троицы наверняка привела к заключению циничной сделки – впрочем, очередной из множества сговоров за счет жизненно важных армянских интересов.

Для многих остается непонятным нынешнее поведение Никола, казалось бы, сознательно идущего на снижение собственного рейтинга, более того, нарывающегося на пусть еще не доминирующую, но уже слышимую критику со стороны международного сообщества. Об этом недавно говорил и доктор политологии Артур Хачикян, отмечая, что в западных кругах зреет скептицизм в отношении властей РА, и критиков становится все больше.

«Они перешли все красные линии, и у меня создается впечатление, что в Вашингтоне несколько разочарованы этой властью. Возможно, скоро мы увидим конкретные шаги, как проявления этого разочарования», — сказал профессор. Не это ли имел в виду Берсе, говоря о более «запутанной, чем ожидалось» ситуации?

ВРЯД ЛИ НИКОЛ И ЕГО СОРАТНИКИ САМИ НЕ ФИКСИРУЮТ ОТМЕЧЕННЫЕ ХАЧИКЯНОМ ТЕНДЕНЦИИ, наверняка осознавая, что ущерб, наносимый преступным походом против Армянской Церкви, может быть для них весьма существенным и внутри страны, и за ее пределами. Мы, конечно, далеки от мысли о том, что западные покровители Пашиняна могут отвернуться от него на выборах, тем не менее, столь агрессивная, форсированная, попирающая все законы и правовые нормы, дичайшая по форме атака на ААЦ ощутимо бьет по международному имиджу армянских «демократов».

Уже не говоря о том, что Никол балансирует на грани: несмотря на все кажущееся безразличие большой части общества и отсутствие адекватных действий со стороны оппозиции, никто не знает, где и когда именно произойдет прорыв — порыв, способный смести эту власть к чертям собачьим вопреки всем расчетам «аналитиков». Возникает естественный вопрос: зачем идти на таран, чреватый потерей всего, если можно действовать сдержанно, осмотрительно, отложив на «потом» то, что очень рискованно сегодня?

Ларчик, скорее всего, открывается просто. Прежде всего нужно учитывать то обстоятельство, что действующие власти стремятся во что бы то ни стало решить судьбу выборов в свою пользу задолго до голосования. Далее, не вызывает сомнений, что главным козырем Никола, магически действующим на наиболее примитивно, скажем так, мыслящую часть населения Армении, является  «установление мира», на все лады преподносимое властями как свершившийся факт (вновь вспомним слова Берсе, опровергающие это).

А от кого зависит этот «мир», точнее, временное отсутствие стрельбы на границах? Конечно, от Алиева с Эрдоганом, которые не устают петь в унисон с «ГД», дабы подтвердить отсутствие у них каких-либо воинственных намерений и поддержать воспроизводство преступной власти. При этом Баку не перестает последовательно наращивать свой военный бюджет и усиленно вооружаться, а Анкара, к примеру, разворачивает активную кампанию против армян Диаспоры, одновременно расточая комплименты своим ставленникам в Ереване за то, что те старательно «не замечают» ни первого, ни второго, ни третьего с десятым.

Но Турции с Азербайджаном позарез нужно самое для них важное: убрать с дороги Армянскую Церковь как последнюю национальную структуру, способную сопротивляться их экспансионистским планам даже в случае, если Никол останется у власти. И обладающую возможностью перед выборами сплотить нацию в борьбе с антинациональным режимом. 

Армянская Апостольская Церковь во главе с сильным лидером-Католикосом – главный и самый мощный враг турок внутренних и внешних. Следовательно, весьма вероятна возможность сделки, вынуждающей Пашиняна идти напролом в условиях, когда более предпочтительным было бы тактическое отступление.

А ИМЕННО: В ОБМЕН НА ТО, ЧТО АЛИЕВ СОХРАНЯЕТ ИЛЛЮЗИЮ МИРА НА ГРАНИЦАХ, меньше говорит о «западном Азербайджане» и своих планах продвижения по территории Армении (эта тенденция также зафиксирована экспертами), Никол должен решить общую для них проблему: расправиться с Католикосом Гарегином II и верными ему священнослужителями и полностью подчинить себе Церковь.

На самом деле все происходящее накануне Епископского собрания в Австрии – это признание властями собственного провала в борьбе против ААЦ. Это получающая все более омерзительные проявления ярость смертельно раненого зверя, понимающего, что он практически проигрывает и все его действия оборачиваются против него же. Но не желающего, да и не могущего остановиться из-за заключенной дьявольской сделки.

Недооценивать на этом фоне готовность Пашиняна пойти на все ради власти было бы самой большой ошибкой. Как и исключать возможность того, что, осознавая свое бессилие, он обратится к союзникам в Баку и Анкаре с предложением ввести войска на территорию Армении. Это еще более вероятно на фоне стремительно обостряющейся региональной ситуации, что, в свою очередь, позволит ему аргументировать такой шаг необходимостью «предотвратить внутреннюю дестабилизацию» в Армении и «установить мир».

И если уж сам глава страны инициирует подобное, всем остальным будет глубоко фиолетово, ибо у сильных мира сего, естественно, есть вопросы гораздо более важные. 

В этих условиях экзистенциально значимыми оказываются продуманность и мудрость действий руководства Армянской Апостольской Церкви и ее готовность объединить вокруг себя все здоровые национальные силы, способные не допустить подобных катастрофических для армянского государства и нации развитий.