По распоряжению премьер-министра Армении Овика Абрамяна продолжаются проверки, рассмотрение и обобщение данных о выполнении бывшим лидером партии «Процветающая Армении» (ППА) Гагиком Царукяном обязательств перед государственным бюджетом РА. Об этом сообщил в ходе парламентского часа вопросов и ответов министр-руководитель аппарата правительства РА Давид Арутюнян.
«Учитывая масштаб и значимость данных мер, информация о результатах соответствующих действий, предусмотренных законодательством, может быть опубликована только после их окончательного завершения. Подробная информация будет уточнена позже», — заявил Д. Арутюнян.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ это, пожалуй, беспрецедентный случай длительности проверочного процесса. Проверка бизнеса Гагика Царукяна уже на 9-м месяце. Согласитесь, пора уже «родиться» заключению о налоговой дисциплинированности Царукяна. Между тем, судя по заявлению Давида Арутюняна, в обозримом будущем сей многомесячный марафон не завершится.
Чтобы лучше представить сложившуюся ситуацию, следует обратить внимание на одну деталь, вспомнив, с чего и как все начиналось. В феврале этого года в своем известном выступлении на заседании совета РПА президент Серж Саргсян подверг Гагика Царукяна резкой критике и огласил своеобразную дорожную карту действий в отношении бизнесмена, состоящую из 4 пунктов. Один из них звучал так: «Годами в воздухе витают слухи о миллиардах драмов неуплаченных налогов, о сокрытии этих миллиардов, украденных из пенсий пожилых людей, права на обучение молодых, под ширмой мизерной так называемой благотворительности. Призываю премьер-министра Армении поручить соответствующим органам до конца и подробно проверить подлинность этих слухов и открыто всем их представить». Прежде чем огласить этот список, президент подчеркнул: «Ошибку надо исправлять. Быстро, ясно и до конца. Больше никто не имеет права останавливаться или медлить».
Между тем быстро удалось реализовать лишь один из упомянутых пунктов плана действий — Царукян был лишен статуса члена Совета национальной безопасности. Остальные же — в частности, действия, связанные с проверкой налоговой дисциплинированности бизнесмена, — как раз столкнулись с «промедлением». Причем настолько, что способны вызвать разве что сомнения в компетентности налоговых органов.
НА ДНЯХ ПРЕМЬЕР ОВИК АБРАМЯН ЗАЯВИЛ, ЧТО БОРЬБА С ТЕНЬЮ за первое полугодие текущего года принесла казне дополнительных доходов в размере 20 млрд драмов. Заметьте: по сути, за 6 месяцев налоговики нашли и извлекли из тени целых 20 миллиардов, тогда как за 9 месяцев не могут выяснить, уклоняются ли царукяновские объекты от своих налоговых обязательств. То есть получается, что с тенью в экономике страны бороться легче и быстрее, нежели найти ее (тень) или не найти на всего нескольких предприятиях. Такой расклад, согласитесь, выглядит, мягко говоря, курьезным. Тем более с учетом того, что, повторюсь, президент призвал действовать быстро и без промедления.
Очевидно, что такая медлительность в процессе проверки выполнения налоговых обязательств может объясняться двумя причинами: или некомпетентностью налоговиков — или же отсутствием политического решения относительно завершения проверок. Признаться, первый вариант представляется маловероятным, особенно если учесть заявление премьера относительно успехов в борьбе с тенью. Некомпетентные налоговики точно не могли бы добиться таких результатов. Так что остается второй вариант — политическое решение.
Впрочем, в обоих случаях процесс слишком затянулся, и пора в этой истории поставить точку: чем дольше длится этот процесс, тем меньше оснований для доверия общественности к власти в целом. Тем меньше доверия к государственным институтам и больше сомнений в том, что эти институты эффективны. Да, можно на еще пару месяцев отложить вынесение окончательного вердикта, но это все равно не избавит от обязательства дать четкий ответ на вопрос, очень интересующий общественность и поднятый президентом. Потому как сформулирован он (вопрос) предельно ясно и должен получить столь же ясный ответ. Рано или поздно, но придется сказать общественности: Царукян — вор или честный человек. Промолчать, забыть, заболтать эту тему точно не получится.
Кстати, странно, что сам Царукян не требует расторопности в данном процессе. В конце концов, вопрос касается его репутации и он тоже должен быть заинтересован в скорейшей развязке.
