Логотип

РЕШИТЕЛЬНО ЗАБЫЛИ

На протяжении всего прошлого года правительство Армении потратило колоссальные усилия на то, чтоб уговорить граждан страны до конца года заполнить декларации о доходах. Таких «уговоренных» должно было быть 900 тысяч человек. Разумеется, по ходу уговоров постоянно звучал тезис власти об антикоррупционном характере процесса. Уговаривали же по-разному. И кнутом, и пряником. В первом случае угрожали штрафами после истечения срока представления деклараций. Во втором – заполнивших декларации материально заинтересовывали так называемыми социальными кредитами. И все это, повторюсь, преподносилось в качестве средства в борьбе с коррупцией.

СКАЖЕМ ПРЯМО, ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО УСИЛИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ ВКЛАДЫВАЛИСЬ В РЕАЛИЗАЦИЮ ЭТОЙ ИДЕИ, было бы, как говорится, еще ничего. В конце концов чиновники и депутаты должны как-то отрабатывать свои высокие зарплаты и не менее высокие премии. Но в дело вкладывались и огромные средства из государственной казны, то есть деньги налогоплательщиков. И вроде бы подразумевается конкретный результат такого государственного финансирования. Здесь речь идет о том самом стимулирующем механизме в виде социальных кредитов, на которые был потрачен не один миллиард драмов. Но… Как известно, уже в октябре прошлого года процесс внезапно остановился.

Процесс декларирования доходов физических лиц был упрощен. Парламент принял соответствующие поправки к Налоговому кодексу, согласно которым с граждан, не получающих иных доходов, кроме зарплаты, сняли обязательство представлять декларации. По сути, было принято решение о том, что по истечении крайнего срока декларации, сгенерированные электронной системой КГД, будут считаться принятыми.

Впрочем, надо отметить, что изначально было очевидно, что уложиться в заявленные сроки было просто невозможно. А ближе к дедлайну выяснилось, что продекларировали свои доходы всего 15% из числа тех, кто должен был это сделать. Однако в этом вопросе правительство демонстрировало такую волю и решительность, что, казалось, здравый смысл вообще перестал учитываться. В частности, признаком такой железобетонной решительности можно считать одно из заявлений Пашиняна, сделанное весной прошлого года на заседании правительства в контексте темы всеобщего декларирования доходов. «Кто из министров придет с просьбой отложить сроки, пусть лучше напишет заявление об увольнении», — заявил тогда Пашнян.

Прошли месяцы, сегодня о декларационной кампании, самозабвенно и принципиально начатой в прошлом году, отнявшей миллиарды драмов из государственной казны, правительство столь же решительно забыло, как и продвигало почти весь прошлый год. Что-то не вообще не слышно голосов относительно необходимости данного метода борьбы с коррупцией, нет регулярных (практически раз в неделю) отчетов о том, сколько средств выделено на социальные кредиты. Вообще тема потеряла актуальность в информационной повестке, диктуемой бархатной командой.

И это вовсе не удивительно. Вряд ли сейчас она (команда бархата) заинтересована в привлечении общественного внимания к очередному инициированному и проваленному ею проекту. Однако, от того, что о нем (проекте) перестали говорить, еще не означает, что провал можно скрыть или предать забвению.

А вообще, история с декларациями, пожалуй, является еще одной иллюстрацией некомпетентности этой команды, показателем ее неспособности довести до конца реализацию своих же идей.