В конце января в соцсетях широко распространилось открытое письмо 21-летней Мариам Исраелян, в котором она сообщала, что получила неудовлетворительную оценку на экзамене в Дипломатической школе МИД РА за то, что назвала Арцах армянским. «Пока есть такие, как Мариам, ничто не потеряно», «Ты – образ настоящей армянки, молодец», «Нация, имеющая таких дочерей, непобедима» — такими оценками наградили девушку многочисленные пользователи ФБ.
Приведем некоторые отрывки из нашумевшего письма Мариам.
«НЕДАВНО Я ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ ПОЛУЧИЛА НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ. Та девочка, которая всегда была отличницей, наверное, заплакала бы, но я сегодня улыбаюсь. Я получила низкую оценку, потому что не согласилась сказать, что Арцах когда-либо принадлежал другим. Не согласилась в тот момент, не соглашаюсь сейчас и никогда не соглашусь.
Мои ценности формировались не только в классной комнате. Они родились из боли, потерь и молчаливых подвигов. Они сформировались на крови брата, ценой своей жизни спасшего в Арцахе товарища; молитвами матерей, подаривших родине своих сыновей; молчанием отца, служившего в 90-е и отдавшего родине здоровье; скрытыми слезами матери, проводившей сына в армию, и голосом того учителя, что не побоялся сказать правду даже когда остался один.
Я смотрела в глаза матери, потерявшей сына, видела солдат, вернувшихся с войны наполовину потерянными физически и духовно, видела своих друзей-героев – а вы теперь хотите заставить меня сказать то, что равносильно забвению и предательству всего этого? Я не могу и не хочу. Арцах не азербайджанский, никогда не был и не будет.
История имеет память, факты – вес. Если их сегодня не слышно, это не значит, что их не существует. Дипломатия – это служение, и я имею честь служить своей Родине. Даже тогда, когда ее разрывают собственными руками. Кто сказал, что землю освобождают один раз? История всегда дает второй шанс тем, кто не забывает первый».
Такое вот трогательное письмо написала совсем еще юная девушка, которую хотели принудить сказать, что Арцах – не армянская земля. А в числе «экзаменаторов», как сообщили некоторые пользователи, был «выдающийся дипломат» Ваан Костанян, одним лишь своим обликом способный вызвать разве что саркастическую улыбку. Ничем не примечательный юнец, сделавший головокружительную карьеру только благодаря тому, что в свое время, условно говоря, охотно сказал эту фразу и с тех пор повторяет ее повсюду, где представляет … нет, не Армению, — свору турецких прислужников.
В эпоху предателей и лицемеров такова, видимо, цена учебы в Дипломатической школе. В период оккупации Армении такова цена работы в якобы армянском МИД. А готовность публично поблагодарить палача Алиева наверняка повышает шансы на карьеру в ведомстве, которым руководит бывший агент турецких спецслужб под известной кличкой Омега. Потом, правда, хозяева переименовали его в Арабата.
ПИСЬМО СЛАВНОЙ ДЕВУШКИ МАРИАМ ИСРАЕЛЯН ВСПОМНИЛАСЬ НА ФОНЕ ИСТОРИИ с представляющими Армению на Олимпийских играх в Италии фигуристами – спортивной парой Карина Акопова – Никита Рахманин. В качестве музыки к своей программе они выбрали знаменитую композицию Ара Геворкяна «Арцах», которая давно уже застряла костью в горле бакинских палачей, и которой они давятся каждый раз, когда пытаются протянуть к ней свои кровавые лапы. Естественно, из столицы террористического государства вновь раздались жалобы – идеологическое, мол, содержание есть в музыке.
Уроженцы России Акопова и Рахманин (главную роль в данном случае играет, естественно, партнерша) наверняка никогда не были в Арцахе, но сознательно, как призналась Карина, выбрали композицию, «имеющую большое значение для нашего народа». Ара Геворкян в очередной раз спокойно объяснил, что автор имеет право называть свое творение так, как хочет, и он официально разрешил фигуристам использовать композицию.
Ни слова в защиту спортсменов не произнесли армянские чиновники от спорта. Те самые, что ранее попытались приструнить спортсмена, заклеившего скотчем название преступного государства на своей форме, потому что «Родина и достоинство превыше всего». А вот для тех, кто по приказу из Баку потребовал с него объяснений, превыше всего – интересы врага, дающего им возможность строить собственное благополучие на крови и страданиях тысяч соотечественников (хотя слово это применительно к ним весьма условно).
У них нет ни Родины, ни достоинства, ни чести, потому они и пытаются заставить нас всех забыть, что это такое. Их собственное убожество, бесчестие и никчемность будут наглядно бросаться в глаза, пока эти понятия есть у таких юношей и девушек, как Мариам и выросшая вне Армении Карина. Жалкие, ничтожные существа думают, что могут заставить нас забыть слово Арцах, всего лишь спустив сверху директиву, и перестать думать о бесценном кусочке нашей Родины только потому, что этого хотят их хозяева.
Не замечая, что Арцах – он везде в Армении и его становится вокруг даже больше – наперекор их усилиям. Арцах – в вывешенном с обычного ереванского балкона флаге, в бесчисленных аватарках и фотографиях в соцсетях, в ностальгических видео о победе и мирной жизни, о храмах и сокровищах армянского Арцаха, о сакральности шушинского неба и чистоте степенакертских улиц. Песни об Арцахе звучат на концертах, это дорогое каждому истинно армянскому сердцу слово написано на плакатах и развевается на митингах в разных странах мира.
ОНО ЗВУЧИТ ПОСТОЯННО И ЕЖЕДНЕВНО, ОНО ВДОХНОВЛЯЕТ АРМЯН НА СОПРОТИВЛЕНИЕ и борьбу даже в нынешней, казалось бы, безнадежной ситуации. Это слово давно стало символом борьбы и победы, даже будучи преданным и поруганным.
Арцах – в новорожденном младенце, братья которого погибли за эту священную землю, но родители вопреки всему дали жизнь еще одному армянину. Арцах – в имени Монте, которое не перестает быть одним из самых популярных среди армян. Арцах – в памятниках и неиссякающих цветах «Ераблура» и в недавно открытом памятнике юному герою Роберту Абаджяну. В живых и не тускнеющих воспоминаниях тех, у кого сердце заходилось в бесконечном счастье при виде легендарной таблички «Свободный Арцах приветствует вас».
Арцах – вокруг нас в тысячах арцахцев и их сладко журчащей на улицах Еревана и других городов речи, в их тяжелой, полной лишений жизни и ежеминутной борьбе за выживание, которую предателям с их многомиллионными подачками-премиями, как ценой за забвение и предательство, никогда не понять. Потому что существам без чести и достоинства никогда не понять тех, кто несет свой крест, но не сдается и не забывает свою Родину.
И не теряет мечты вернуться.
15 февраля на итальянском льду вновь прозвучит легендарный «Арцах». Пусть пока только в музыке, но как обещание, как символ того, что ни одному негодяю и извращенцу никогда не удастся заглушить нашу вечную любовь, память и верность армянскому Арцаху. И не удастся заставить не думать о втором освобождении тех, кто ярко помнит о первом.
<vd>P.S. Когда материал был уже готов к публикации, стало известно о решении Международного союза конькобежцев (ISU), согласно которому армянские фигуристы выступят под композицию «Арцах», но под другим названием – «Музыка Ара Геворкяна».
Таким образом, ISU частично пошел на поводу у нелепого требования Баку, что, однако, в условиях какой-либо поддержки спортсменов от государства в данном вопросе, было вполне ожидаемо. С другой стороны, само озвучивание вопроса, несомненно, поспособствует еще большему вниманию, следовательно, интересу и узнаваемости названия, самой композиции и армянского Арцаха в мире.
