Активизировавшаяся в начале 1988 года общенародная борьба арцахцев против многолетних притеснений со стороны азербайджанских властей привела к созыву 20 февраля внеочередной сессии Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов, на котором было принято историческое решение «О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР».
Несмотря на то, что в ответ Политбюро ЦК КПСС приняло противоречащее международным принципам самоопределения народов постановление, попытавшись подменить политическое решение проблемы социально-экономическими мерами, национально-освободительное движение уже обрело необратимый характер и протесты населения армянской области лишь нарастали с каждым днем.
МНОГОТЫСЯЧНЫЕ МИТИНГИ ПО ВСЕМУ КРАЮ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛИ О ТОМ, ЧТО АРЦАХЕЦ ГОТОВ БЫЛ ПОЖЕРТВОВАТЬ МНОГИМ во имя защиты собственных прав, чести и достоинства. Он горел желанием жить свободно на родной земле, самостоятельно распоряжаться своей судьбой, сохранить армянскую идентичность. Историческое же решение сессии о присоединении Нагорного Карабаха к Армении выразило волю и желание подавляющего большинства населения автономной области, незаконно включенной большевиками в состав АзССР, и полностью соответствовало действующей Конституции СССР и принципам международного права.
Как свидетельствуют политические деятели того времени, проведение 20 февраля 1988 года внеочередной сессии Совета народных депутатов НКАО было исторической необходимостью и решение было принято своевременно, так как любое промедление грозило истреблением армян. В тот период подразделения азербайджанского ОМОНа совместно со спецназом советской армии уже были готовы к осуществлению массовых репрессий в отношении народа Нагорного Карабаха. Власти Азербайджана делали все, чтобы спровоцировать карабахцев и тем самым обеспечить себе формальное оправдание репрессий против них. Однако решение сессии, поддержка прогрессивных политических сил и международной общественности помогли предотвратить массовое насилие в отношении населения края.


Тем не менее всю свою злость и звериную лютость азербайджанские власти выместили на других безвинных людях, организовав массовое насилие в отношении находившихся в сотнях километров от Степанакерта армян города Сумгаит. Резня армянского населения Сумгаита самым откровенным образом продемонстрировала преступную сущность и намерения бакинских властей по истреблению не только армянства Арцаха, но и региона в целом. Но хотя с тех пор за каждым актом демократического волеизъявления карабахцев следовали эскалация насилия, погромы и убийства армян по всему Азербайджану – в Баку, Кировабаде, Шамхоре и т.д., однако принципиальная и грамотная позиция народных избранников и непоколебимость населения области, моральная поддержка армян Армении и Диаспоры, а также прогрессивных политических сил и международной общественности помогли предотвратить массовую резню в НК по примеру Сумгаита. И в этом плане провозглашение на фоне развала СССР независимости Нагорно-Карабахской Республики в 1991 году, создание боеспособной Армии обороны НКР, ставшей в дальнейшем основным гарантом безопасности народа, было продиктовано жизненной необходимостью.
АРМЯНСКИЙ НАРОД ОБЪЕДИНИЛСЯ И, СПЛОТИВШИСЬ В ЕДИНЫЙ КУЛАК, ОТСТОЯЛ ВМЕСТЕ С АРЦАХЦАМИ АРМЯНСКИЙ КЛОЧОК ЗЕМЛИ в кровавых войнах, развязанных Азербайджаном, защитил свою честь, достоинство и идентичность. Арцах на долгие годы стал символом общенационального пробуждения и наглядным примером того, чего можно добиться в результате справедливой национально-освободительной борьбы. Движение за свободную, достойную жизнь на родине приобрело общеармянский характер.
Официальное признание Нагорно-Карабахской Республики в мировом масштабе стало бы подтверждением этой справедливой объективности со стороны международного сообщества и при последующей последовательности и принципиальности соответствующих мировых центров привело бы к долгосрочной стабильности в регионе. Увы, существовавшая свыше тридцати лет Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах) так и не была признана на международном уровне, хотя она жила и развивалась в соответствии с Уставом ООН и общечеловеческими нормами, а по уровню демократии превосходила многие де-юре признанные страны, тем более Азербайджан с его авторитарными, фашистскими, по сути, порядками.
Сегодня, несмотря на оккупацию Арцаха и этнические чистки, решение исторической сессии февраля 1988 года никто не отменял, и свободолюбивый февральский дух продолжает жить в новом поколении арцахцев. Многие из них искренне верят, что историческая справедливость восторжествует, и временно оккупированные врагом территории рано или поздно вернутся к своим исконным хозяевам.
«Арцахское национально-освободительное движение не прекратилось, оно продолжается, ибо его главная цель – воссоединение Арцаха с Арменией пока не достигнута», – утверждает депутат двух созывов парламента НКР Ашот Саргсян.
Возрождение Арцаха сегодня стало новой необходимостью. Историческая победа общенациональной воли и духа, беспрецедентного единства народа, безграничной преданности родине и веры в собственные силы должна воскреснуть, ибо сегодня вся наша нация стоит перед жизненной необходимостью восстановления триединства Армения – Арцах – Диаспора. Именно это неразрывное единство позволит спасти Армянскую государственность и станет залогом обеспечения надежного будущего нации.
