В последние дни России удалось достичь важного тактического результата в рамках дипломатического противоборства с США по сирийскому кризису. В частности, произошел фактический запуск прямого военно-политического диалога между Вашингтоном и Москвой по Сирии, США проявили склонность пересмотреть свои прежние подходы к урегулированию кризиса, роли в нем России, а также судьбе действующего президента Сирии Башара Асада.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ОТМЕЧЕНЫ ИНТЕНСИВНЫМИ российско-американскими контактами по Сирии. 18 сентября состоялся телефонный разговор министров обороны США и России Эштона Картера и Сергея Шойгу, ставший первым подобным контактом с момента назначения нынешнего министра обороны США в феврале. Разговор продолжался около часа, стороны обсудили ситуацию в Сирии. По данным российского Минобороны, разговор показал, что по большинству рассматриваемых вопросов мнения сторон близки или совпадают. По информации Reuters, ссылающегося на неназванного представителя Пентагона, в ходе беседы Шойгу сказал, что «действия России в Сирии имеют оборонительный характер по своей природе и направлены на то, чтобы выполнять обязательства перед сирийским правительством».
Параллельно имели место контакты на более низких, однако достаточно примечательных уровнях. Так, в тот же день состоялась встреча спецпредставителя президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя министра иностранных дел Михаила Богданова и посла США в Москве ДжонаТеффта, причем переговоры состоялись по инициативе последнего. Уже 20 сентября газета Bild со ссылкой на источники сообщила, что на прошлой неделе в Москве прошла встреча представителей Службы внешней разведки и Центрального разведывательного управления. По данным издания, целью переговоров было обсуждение возможностей военного взаимодействия в сирийском конфликте. Американцы выразили готовность предоставлять российской стороне разведданные, которые могут быть использованы в борьбе против группировки «Исламское государство» (ИГ).
19 сентября госсекретарь США Джон Керри озвучил существенные сдвиги в позиции США по российскому участию в урегулировании конфликта в Сирии, борьбе с ИГ и судьбе действующего сирийского лидера. По словам Керри, «США совершенно точно будут приветствовать любую помощь России в борьбе против ИГ». Он также призвал Россию и Иран способствовать участию Башара Асада в переговорах по урегулированию кризиса в Сирии, в то же время заявив, что Асад должен покинуть свой пост, но как и когда именно это должно произойти, должны решить участники переговоров. «Это не обязательно должно произойти в первый день или первый месяц», — отметил Керри. Попутно глава американской дипломатии признал, что США нужно пересмотреть свои методы в Сирии. Все это выглядит существенным сдвигом по сравнению с декларируемой ранее жесткой позицией Вашингтона по Сирии и контактам с Россией. На этом фоне вполне реальными становятся и предполагаемые прямые переговоры между Путиным и Обамой по Сирии.
В СДВИГАХ ПОЗИЦИИ США ПО СИРИИ И КОНТАКТАМ С РОССИЕЙ прослеживается сразу несколько геополитических факторов. В первую очередь это осознаваемая Вашингтоном необходимость избежать инцидентов с участием военных двух стран, в настоящее время открыто или пока еще тайно действующих на территории и в воздушном пространстве Сирии. Эти изменения отражают внутреннюю борьбу в администрации Обамы: неоднократно отмечалось наличие в ней двух подходов в отношении России, предусматривающих ее изоляцию или взаимодействие по Сирии. Похоже, что на данном этапе в политике Вашингтона превалирует стратегия по взаимодействию и вовлечению Москвы в сирийский конфликт.
Еще одним фактором, заставившим Вашингтон поспешить с пересмотром своих установок, стала позиция Евросоюза. Ключевые европейские игроки ранее уже обозначили положительную реакцию на вовлечение России в борьбу с ИГ, а также внесли коррективы в свой курс относительно судьбы Асада. Если бы США не отреагировали на эти изменения и продолжили упорствовать в своей жесткой линии по российскому фактору в Сирии, теперь уже Вашингтон рисковал оказаться в дипломатической изоляции, лишившись поддержки европейских партнеров. В этом плане примечательно, что указанные заявления Керри прозвучали по итогам его встречи с главой МИД Великобритании Филипом Хаммондом в Лондоне.
Эти дипломатические трансформации произошли на фоне новых сообщений о российском военном присутствии в Сирии, а также ужесточении официальной риторики российской дипломатии. Так, представитель МИД РФ Мария Захарова назвала уничтожение государственности и создание политического вакуума в Сирии прямой угрозой национальной безопасности России. Параллельно стало известно о качественно новом факторе в наращивании российского военного присутствия в Сирии: западные СМИ сообщили о появлении в аэропорту в провинции Латакия истребителей семейства Су-27 (по некоторым данным речь идет о 4 истребителях Су-30СМ). Примечательно, что данная информация западных СМИ опубликована и некоторыми государственными российскими информагентствами.
В целом очевидно, что военно-политическая активность вокруг Сирии в ближайшие дни будет лишь нарастать. Центром этих усилий будет именно Москва: помимо анонсированного ранее на сентябрь визита премьер-министра Израиля, на 23 сентября намечен визит в Москву президента Турции Эрдогана. Однако, по-видимому, пик дипломатической активности вокруг Сирии будет достигнут в ходе запланированного участия российского президента Владимира Путина в работе Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в конце сентября.
