Маэстро Давида Герингаса, думаю, представлять не надо: кто его знает, в моих представлениях не нуждается, кто слышит это имя впервые — того мои краткие сведения не спасут. Но очень надеюсь, что те, кто "делает" культуру у нас в стране — организаторы концертов, арт-директоры радио и телеканалов, редакторы глянцевых журналов, — примут во внимание идеи, высказанные замечательным виолончелистом, одним из лучших учеников и последователей Мстислава Ростроповича, уроженцем Литвы, с 1975 года проживающим и работающим в Германии.
Это был уже второй приезд маэстро с концертами в Ереван за последнее время. И если в первый раз он приехал и выступал дуэтом со своей супругой и партнершей Татьяной Герингас, то на сей раз он представлял в Ереване литовского композитора Арвидаса Малкиса.
В разговоре, состоявшемся накануне концерта, выяснилось, что прославленный музыкант очень любит армянскую кухню. Из блюд наиболее привлекательны для него толма и, конечно, армянский коньяк и красное вино. "Во время моих поездок по Европе я всегда стараюсь найти армянский ресторан. Представьте, их немало по всему миру, но моим любимым является ресторан с армянской кухней в Манчестере. Кстати, очень люблю и чай, настоенный на ваших травах — чабреце и мяте".
Мне удалось задать маэстро и другие вопросы.
— Что можно предпринять, чтобы повернуть молодежь лицом к хорошей музыке?
— Молодежи должно быть сделано хорошее предложение. Молодежь открыта в своих устремлениях, привязанностях и вкусах, поэтому нужно уметь работать с молодежью, показывать ей правильный путь в образе высокой культуры и классической музыки. Я не утверждаю, что завтра же в концертные залы ринутся миллионы молодых людей, но эта работа обязательно даст свои плоды в будущем, может быть, в следующем поколении. В любом случае надо исправлять положение, иначе мы потеряем еще одно поколение и тогда исправить ситуацию будет более чем трудно. Надо работать. Я глубоко убежден — спрос зависит от предложения. Считаю, что уроки музыки в широком смысле этого слова должны быть обязательными в школе, чтобы прививать любовь к музыке с детства. Ведь это очень важная часть общей культуры, а способности понимать и любить настоящее искусство надо учить, нельзя надеяться, что все придет само собой. А многие даже не знают, что они теряют, отрекаясь от классической музыки.
Но не нужно драматизировать, думая, что такая ситуация существует только на просторах СНГ. В Европе, правда, может, не в такой степени, ситуация схожая. Попса, и не только в музыке, везде давит. Некоторые великолепные музыканты идут по пути коммерциализации своего творчества, пытаясь попасть в струю и опускаясь до уровня попсы, кто-то, наоборот, пытается быть "святее Папы". А надо просто работать с молодежью, и тогда она поймет, что может потерять, отказываясь от классики.
Приведу один пример. Однажды мой сын попросил меня выступить у них в школе с концертом. Я тогда сыграл вариации Бетховена на тему "Волшебной флейты" Моцарта. Много лет спустя я встретился с одной молодой женщиной, которая сказала, что она — одна из тех детей, для которых я тогда играл. И призналась, что ей так понравилось это произведение, что она потом трижды ходила в оперу, чтобы послушать все произведение и теперь не пропускает ни одной оперной премьеры или концерта классической музыки.
Не нужно думать, что классическая музыка недоступна пониманию среднего человека. Ведь классика когда-то была популярной музыкой своего времени. Мелодии Моцарта распевали на улицах сразу после премьеры. И не зря Моцарт поставил свою "Волшебную флейту" в Фолкс-опере, куда приходил самый разный люд, и писал гениальный композитор свои произведения, считающиеся ныне классикой, для всех слоев общества.
На следующий день состоялся концерт, в котором Государственный филармонический оркестр Армении под управлением Давида Герингаса исполнил два произведения Арвидаса Малкиса и два П. И. Чайковского. По словам дирижера, его гениальный учитель Мстислав Ростропович однажды услышал весьма энергичное произведение Impetus Малкиса и оно ему настолько понравилось, что он с удовольствием включил его в свою программу. А потом попросил литовского композитора написать для него что-либо более лиричное и спокойное. Он надеялся сыграть эти два произведения в одном концерте с симфонией Чайковского. Но по разным причинам не получилось. И вот благодарный ученик решил воплотить в жизнь замысел учителя. . . Как всегда, выступление Герингаса отличала добротная академическая игра и прекрасная работа в качестве дирижера. Зал восторженно принимал выступление — крикам "браво" и бурной овации не было конца. Вот только жаль, что зал был заполнен лишь наполовину.
И тут я вспомнил о разговоре с маэстро. Неужели у нас в Ереване нет около полутора тысяч человек, интересующихся серьезной музыкой? Да если бы собрать всех студентов консерватории и учеников музыкальных школ и музучилищ, уже бы набралось процентов 30 зала. Кстати, подобную прямо-таки позорную картину можно наблюдать не только на концертах наших местных музыкантов, но и во время гастролей выдающихся музыкантов. Гидон Кремер тоже играл в, мягко говоря, неполном зале. Тогда организаторы объяснили это отсутствием времени для проведения рекламной кампании. Может быть. Но чем тогда объяснить ситуацию с этим концертом? Ведь афиша висела у Оперы достаточно долго! Наверное, только тем, что "в молодежь" не идут, не делают "предложения" или делают в неправильной форме. Может быть, надо было пройтись по музыкальным образовательным учреждениям заранее и пригласить учащихся на концерт? Может, нужно было развернуть рекламную кампанию по TV и радио по типу тех, что устраиваются для концертов поп-звезд? Тут любые способы хороши. Тем более что об этом уже давно говорят большие музыканты и мировой опыт.
