РУКОВОДСТВО «ЕРЕВАНМОЛЛ» ДОСТАТОЧНО ЧАСТО ДЛЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ организовывает подобные концерты, хотя, конечно, не в таких масштабах. Но многие из заявленных на фестивале групп уже выступали в холле торгового центра. И вот на очередную коммерческую пиар-акцию приглашены 15 молодежных коллективов. Все было подготовлено замечательно: хороший звук и свет, различные торговые точки по периметру, прохладительные напитки. Менеджмент отработал на «отлично». Осталось только, чтобы люди пришли и музыка звучала хорошая, и тогда фестивалю можно было бы поставить «пять с плюсом». Но оказалось, что именно с этими двумя факторами и произошла главная неувязка.
Слушателей оказалось очень уж мало. Я простоял пару часов, слышал примерно половину коллективов и не увидел наплыва слушателей: площадка была заполнена на 10%. Не в счет покупатели, которые останавливались на пару минут. Но почему не было молодежи, которая не пришла послушать артистов на открытой площадке бесплатно, — непонятно. Вторая причина гораздо неприятнее. Наша современная так называемая молодежная музыка мельчает, не создает ничего нового, интересного, абсолютно не креативна и в целом капитально деградирует. И естественная реакция не заставила себя ждать и проявилась в немом пассивном отношении ко всем этим исполнителям. Другого объяснения нет. Если обычно пустые места в зале организаторы объясняют дороговизной билетов, то тут такой проблемы не существовало. Она гораздо серьезнее — в качестве самой музыки, предлагаемой нашими артистами. А те музыканты, которые могут создать что-то интересное, очевидно, поддавшись общему настрою, перестают это делать.
ПЕРВЫМИ ИГРАЛ НАШ, НЕ ПОБОЮСЬ ЭТОГО СЛОВА, ПРОСЛАВЛЕННЫЙ коллектив «Катунер» п/у Ваагна Айрапетяна. Играли, как всегда, очень хорошо. Только вот вопрос — что играли? Те самые композиции, которые они исполняют со дня своего основания. Если в первые годы своего существования септет постоянно наращивал собственный оригинальный репертуар (все композиции их репертуара принадлежат самим участникам — Айрапетяну, Суджяну, Манукяну, Карташяну), записывал альбомы, выигрывал конкурсы и участвовал в крупных культурных событиях за пределами Армении, то сейчас ребята собираются раз в полгода для конкретного выступления. Предполагаю, что речь об упорных репетициях и тем более обновлении репертуара, скорее всего уже давно не идет (рад ошибиться в этом своем заявлении). Жаль, коллектив просто отличный и не хотелось бы его терять.
После «Катунер» ведущая приглашает на сцену другой старый и тоже признанный в республике коллектив NOOZ, играющий серьезную собственную программу. Но что-то происходит на сцене: из шестерых музыкантов «Катунер» на сцене остаются четверо и становятся частью септета NOOZ. Отыгрывают программу на «отлично». Очень понравились. Но возникает вопрос: значит у нас на два септета всего лишь десяток музыкантов наскреблось? Где все те, кто когда-то играл в многочисленных группах, доставлявших подлинное наслаждение своим мастерством? Где те, кто еще пару лет назад составлял гордость нашей современной музыки? И тут выявляется главное: невозможность прокормить себя и свою семью на деньги, получаемые за выступления музыкантами.
Сколько хороших музыкантов мы потеряли за эти годы? Александр Агамян, Арсен Нерсисян, Самвел Гаспарян, Артур Григорян, Артем Манукян… Это только те, кто уехал относительно недавно, молодые, в расцвете творческих сил, полные идей и амбиций. Где они все сейчас? За кордоном, записывают успешные собственные альбомы, выступают на престижных сценах, играют на равных с лучшими западными музыкантами. А те, кто остался, стараются найти работу за пределами республики и выезжают на своеобразный музыкальный хопан в разные восточные страны играть в роскошных казино и ресторанах. И ведь никого из них обвинить ни в чем нельзя — музыканты тоже есть хотят.
После этих двух серьезных самобытных коллективов на сцену одна за другой стали подниматься певицы из тех, что поют в клубах, на корпоративах и крупных частных вечеринках. То ли устроители пожелали, чтобы на сцене появились новые лица, а не те, что целыми днями поют пошловатые песенки в теле- и радиоэфире, то ли те слишком большие деньги запросили, но факт остается фактом: участницы все как на подбор были из тусовки, а не с экрана телевизора. Все они когда-то подавали большие и серьезные надежды, выступали на каких-то интересных мероприятиях, молодежных конкурсах. Но со временем по той же очевидной причине перешли в разряд клубных исполнителей. В принципе в этом нет ничего постыдного. Вопрос в другом. У подобных музыкантов чаще всего нет возможности и желания репетировать, создавать что-то свое, идти в своем творчестве вперед, добиваться каких-то высот.
КОНЕЧНО, НЕГАТИВНУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ И ВЛАДЕЛЬЦЫ КЛУБОВ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ от музыкантов развлекательной программы, не утяжелять ее «умными» композициями, а играть на потребу жующей и пьющей клубной публике. Об этом не раз и не два говорили сами музыканты. А раз так, то зачем мучиться, стараться. Гораздо легче взять несколько известных хитов. Беспроигрышный вариант — все будут довольны, даже если ты их споешь и не очень здорово. Это уже работает принцип ресторанной музыки, которую принято «подавать под дичь». При этом прошу учесть — речь не идет о качестве исполнения. Конечно, живой концерт на открытой площадке это не студия, и от мелких ошибок никто не застрахован. Обидно, что ни у кого из них нет собственного репертуара, песен, созданных специально для них, песен, по которым поклонники их узнавали бы.
Слушать такой репертуар на концерте-фестивале достаточно скучно. Это была музыка для клуба, ресторана, дискотеки, когда ты не задумываешься ни о чем и тебя интересует лишь ритм, заводная мелодия, базирующаяся на неплохом исполнении. А стоять и слушать, как молодая армянская певица пытается петь, как западная звезда, — занятие неинтересное и уж совсем не захватывающее.
Словом, фестиваль, неплохо задуманный и в принципе нормально проведенный, выявил очень большую проблему нашей сегодняшней музыкальной сцены — жизнь на ней затухает ввиду сложившихся объективных экономических причин. И процесс этот, поверьте мне, идет по нарастающей.