«Уважаемый г-н Тарон Маргарян! С учетом сложившейся в приграничной зоне ситуации просим вас в этом году не отмечать праздник Эребуни-Ереван и весь рассчитанный ко Дню города бюджет направить жителям пострадавших от обстрела ВС Азербайджана сел. Вряд ли кто-либо из жителей столицы обидится на это, напротив, данный шаг воодушевит и ереванцев, и всех граждан страны!» – с этой просьбы активиста Facebook, политтехнолога Карена Кочаряна началось на минувшей неделе активное тиражирование в армянской блогосфере аналогичных призывов и сбор подписей под специальной петицией.
ОДНАКО ВПЕРВЫЕ ЗАВСЕГДАТАИ СОЦСЕТЕЙ, БЛОГОВ И ФОРУМОВ изменили сложившейся традиции и на фоне активности противника на границе не консолидировались в единый патриотический фронт даже в вопросе подписания петиции. «Жизнь в приграничной зоне, безусловно, полна опасности, и государство должно сделать все, чтобы местное население считало оправданным риск проживания в этих районах. Например, с дорог здесь должны быть убраны приборы измерения скоростей, чтобы во время обстрела думалось не о штрафе, а о том, как скорее добраться до семьи и обеспечить ее безопасность. Необходимо активное жилищное строительство с гибкой ипотечной политикой и другие льготы, а не статусы в ФБ прописными буквами, мол, там стреляют, давайте дадим им денег. Нам не надо помогать, мы не попрошайки и не нищие! Нам нужна четкая государственная льготная политика и госгарантии для жизни в приграничье!» – возмущенно написал житель Ноемберяна Варужан Бабаджанян. Но искренне обеспокоенные юзеры простили сей «неблагодарный» коммент и поддержали идею Ашота Асатряна: пригласить на праздник Эребуни-Ереван как можно больше важных зарубежных гостей и повезти делегации специальным кортежем на границу прямо под пули, «дабы они шкурно почувствовали происходящее и запели по-другому».
Между тем множество активистов Сети, воевавших с сопредседателями Минской группы ОБСЕ и их размытыми заявлениями, сплотились вокруг начавшей доминировать идеи: ни на международное сообщество, ни на союзников надеяться нельзя, это верный путь к поражению. Активист Киликия Айастан потребовал от «грантоедов», делающих из мухи слона с каждого незначительного ЧП, поистерить также по этому поводу и подготовить хоть раз для пользы общего дела парочку громких лозунгов против любимых посольств. В этом контексте особенно красноречивой оказалась запись Рачья Арзуманян из Степанакерта: «Слов нет. Один из погибших солдат из нашего здания. Сын хорошего офицера, с честью отслужившего своему народу, не сука продажная, сделавшая из армии бизнес и доходное место. Во дворе молодежь и такие, как я, уже 50-летние. Разговоры за гранью с матом в адрес армянских властей: «Война — значит война. Давайте начинать, а то что это такое». Далее мимо госпиталя, где тоже стоит народ в черном и тревожном ожидании. Много раненых, есть очень тяжелые. Сердце кровью обливается. Сегодня по Армении 4 матери обезумели от горя. И мне нечего им сказать. Простите меня, что не уберег ваших детей… На похоронах на мгновение почувствовал себя частью армянского народа, объединенного общим горем. И злостью. Все сказано армянским поэтом: «О, армянский народ, твое единственное спасение – в твоей объединенной силе». И нам остается подумать, как превратить эти слова в политику, стратегию, войну и мир. Надо как можно быстрее расставаться с опасными иллюзиями и надеждами о союзниках и помощи извне. Мы – крепость Армения на геополитическом острове, мощь и сила которой проистекает и покоится на армянстве и только армянстве. Или так, или последняя страница и конец армянской истории. Хватит фантазировать и мечтать».
В ответ Тигран Мазманян отметил, что многое в военной организации армянских государств должно быть кардинальным образом пересмотрено, но это не только и не столько военная, сколько политическая проблема: «Не должно быть срочников, да еще почти необстрелянных, на линии фронта. Только профессионалы, контрактники. Молодежь рядом должна учиться, и уверен, многие потом осознанно выбор сделают». Артур Матевосян, продолжив рассуждения, категорично констатировал: «У армян союзников не было, нет и не будет. Что же касается наших т.н. союзников, то они даже опаснее явных врагов, поскольку в любой момент могут кинуть и ударить в спину. В силу этого геополитические иллюзии значительного числа армян не имеют ни малейшего оправдания«. А Виталий Варданян указал на экономическую составляющую, о которой зачастую забывают: «Пришедшие к власти партизанские командиры оказались туповаты в государственном управлении. В результате молодые ребята, ничего в этой жизни не видавшие, погибают в осажденной крепости. И нет этому конца… Опираться не на что! Ждать, когда к Армении выстроится очередь из великих держав, мечтающих стать союзником, нет времени. Выстраивать мощную страну только из армян, без капитала, без денег, без промышленности, в том числе военной, не получится. Без экономики все армяне вместе взятые – ничто, живая сила, которую можно тупо убить, без перспектив на восстановление«. David Li провел философский анализ последних развитий: «О кардинальном сдвиге в армянском обществе говорит даже тот факт, что в эти напряженные дни практически никто не зовет на помощь Россию. Более того, подавляющее большинство желает, чтобы армянская армия и власти решили вопрос без помощи РФ. Если о чьей-то поддержке и говорят с удовольствием, то о поддержке со стороны езидов и других братских народов. В эти дни куется новый дискурс в армянстве, который в ближайшем будущем придет на смену хачатурабовяновскому фетишизму и начнет доминировать над всем идейным, создавая новую аксиологию и ценности».
ВПЕРВЫЕ ЭСКАЛАЦИЯ НА ГРАНИЦЕ ПРИВЕЛА НЕ ТОЛЬКО К БЕЗДУМНОМУ ура-патриотизму или стандартному оппозиционному вою, а к реальным обсуждениям серьезнейших проблем во внутриполитической и внешнеполитической повестке страны, планов России и Запада в геополитической игре с «козырной картой карабахского конфликта». Дебаты особенно усилились после речи президента РА 26 сентября. «Последнее заявление Министерства обороны в сущности означало, что Армения более не считает себя связанной какими-либо обязательствами по дальнейшему сохранению режима прекращения огня. Фактически армяно-азербайджанское противостояние вступило в новую фазу. И самое главное – заявление Сержа Саргсяна, что Нагорный Карабах – неотъемлемая часть Армении. Раз посредники не хотят или не могут влиять на Баку, Еревану нет смысла продолжать бессмысленный переговорный процесс, когда Азербайджан постоянно нарушает режим прекращения огня и не хочет достичь решения конфликта. В 1992-1994 гг. трем президентам Азербайджана – Муталибову, Эльчибею и Гейдару Алиеву – доходчиво объяснили, что будет с Азербайджаном в случае продолжения войны. На очереди четвертый – Ильхам Алиев«, – написал журналист Айк Халатян.
В свою очередь политолог Грант Мелик-Шахназарян отметил: «О возможности объединения двух армянских республик президент С.Саргсян давно еще заявил, указав, что Армения пойдет по этому пути в случае провала переговоров. Сегодня он, по сути, сделал первый шаг к этому». Эксперт Вардан Восканян обратил внимание на растерянность бакинских писак: «Элиту» азерпропа бросили на пропагандистский фронт, однако в системе их стереотипов еще нет антитезы заявлению «Арцах – неотъемлемая часть Армении», и для ее разработки этим «светлым умам» понадобится еще довольно долгое время. Очевидно, что в пропагандистской войне армянской стороной успешно реализован метод эффекта неожиданности, который привел к панике и тупику азерпропа. Писакам Апшеронского полуострова дали понять, что пропаганда – это вам не толму жрать».
Война и возможности ее возобновления, устремления противника и заинтересованность мировых акторов, необходимость укрепления армянских позиций на фоне рискованных призывов юзеров к передислокации боевых постов, очередное осуждение блогерами тех СМИ, которые ради рейтинга или в силу некомпетентности сеют панику распространением дезинформации и ложных роликов, – эти темы в основном занимали умы активистов Сети. Лишь Ани Саносян попыталась привлечь внимание френдов к проблеме фермеров, блокировавших ключевые автотрассы грузовиками с урожаем: «По объективным причинам сбыт невозможен: сельчане ценой пота и крови и с бременем кредитов на плечах вырастили виноград, а закупщики в банкроте из-за обвала основного российского рынка, и теперь товар гниет. Кто виноват? Государство, Минсельхоз, который должен был своевременно скоординировать все: рыночная экономика не значит полное отсутствие планового подхода и хаос. Хозяйство без хозяина вести невозможно, и как бы сейчас премьер ни пытался разрулить ситуацию, встречаться с фермерами и закупщиками, проблема остается системной, нужны решения хотя бы на будущее».
Напоследок столь редкую похвалу юзеров заслужил глава аппарата президента Виген Саркисян. «Госкомиссия по координации мероприятий к 100-й годовщине Геноцида армян добилась почти невозможных успехов! Сказать, что комиссия и ее координатор хорошо провели эти мероприятия, – значит ничего не сказать, все было настолько организованно и на таком высоком уровне, что многие страны с куда большим бюджетом не всегда бы справились с подобной задачей. Незабудка добилась цели!» – написал Эдгар Акопян после заседания госкомиссии и подведения предварительных итогов года.
ОДНАКО ВПЕРВЫЕ ЗАВСЕГДАТАИ СОЦСЕТЕЙ, БЛОГОВ И ФОРУМОВ изменили сложившейся традиции и на фоне активности противника на границе не консолидировались в единый патриотический фронт даже в вопросе подписания петиции. «Жизнь в приграничной зоне, безусловно, полна опасности, и государство должно сделать все, чтобы местное население считало оправданным риск проживания в этих районах. Например, с дорог здесь должны быть убраны приборы измерения скоростей, чтобы во время обстрела думалось не о штрафе, а о том, как скорее добраться до семьи и обеспечить ее безопасность. Необходимо активное жилищное строительство с гибкой ипотечной политикой и другие льготы, а не статусы в ФБ прописными буквами, мол, там стреляют, давайте дадим им денег. Нам не надо помогать, мы не попрошайки и не нищие! Нам нужна четкая государственная льготная политика и госгарантии для жизни в приграничье!» – возмущенно написал житель Ноемберяна Варужан Бабаджанян. Но искренне обеспокоенные юзеры простили сей «неблагодарный» коммент и поддержали идею Ашота Асатряна: пригласить на праздник Эребуни-Ереван как можно больше важных зарубежных гостей и повезти делегации специальным кортежем на границу прямо под пули, «дабы они шкурно почувствовали происходящее и запели по-другому».
Между тем множество активистов Сети, воевавших с сопредседателями Минской группы ОБСЕ и их размытыми заявлениями, сплотились вокруг начавшей доминировать идеи: ни на международное сообщество, ни на союзников надеяться нельзя, это верный путь к поражению. Активист Киликия Айастан потребовал от «грантоедов», делающих из мухи слона с каждого незначительного ЧП, поистерить также по этому поводу и подготовить хоть раз для пользы общего дела парочку громких лозунгов против любимых посольств. В этом контексте особенно красноречивой оказалась запись Рачья Арзуманян из Степанакерта: «Слов нет. Один из погибших солдат из нашего здания. Сын хорошего офицера, с честью отслужившего своему народу, не сука продажная, сделавшая из армии бизнес и доходное место. Во дворе молодежь и такие, как я, уже 50-летние. Разговоры за гранью с матом в адрес армянских властей: «Война — значит война. Давайте начинать, а то что это такое». Далее мимо госпиталя, где тоже стоит народ в черном и тревожном ожидании. Много раненых, есть очень тяжелые. Сердце кровью обливается. Сегодня по Армении 4 матери обезумели от горя. И мне нечего им сказать. Простите меня, что не уберег ваших детей… На похоронах на мгновение почувствовал себя частью армянского народа, объединенного общим горем. И злостью. Все сказано армянским поэтом: «О, армянский народ, твое единственное спасение – в твоей объединенной силе». И нам остается подумать, как превратить эти слова в политику, стратегию, войну и мир. Надо как можно быстрее расставаться с опасными иллюзиями и надеждами о союзниках и помощи извне. Мы – крепость Армения на геополитическом острове, мощь и сила которой проистекает и покоится на армянстве и только армянстве. Или так, или последняя страница и конец армянской истории. Хватит фантазировать и мечтать».
В ответ Тигран Мазманян отметил, что многое в военной организации армянских государств должно быть кардинальным образом пересмотрено, но это не только и не столько военная, сколько политическая проблема: «Не должно быть срочников, да еще почти необстрелянных, на линии фронта. Только профессионалы, контрактники. Молодежь рядом должна учиться, и уверен, многие потом осознанно выбор сделают». Артур Матевосян, продолжив рассуждения, категорично констатировал: «У армян союзников не было, нет и не будет. Что же касается наших т.н. союзников, то они даже опаснее явных врагов, поскольку в любой момент могут кинуть и ударить в спину. В силу этого геополитические иллюзии значительного числа армян не имеют ни малейшего оправдания«. А Виталий Варданян указал на экономическую составляющую, о которой зачастую забывают: «Пришедшие к власти партизанские командиры оказались туповаты в государственном управлении. В результате молодые ребята, ничего в этой жизни не видавшие, погибают в осажденной крепости. И нет этому конца… Опираться не на что! Ждать, когда к Армении выстроится очередь из великих держав, мечтающих стать союзником, нет времени. Выстраивать мощную страну только из армян, без капитала, без денег, без промышленности, в том числе военной, не получится. Без экономики все армяне вместе взятые – ничто, живая сила, которую можно тупо убить, без перспектив на восстановление«. David Li провел философский анализ последних развитий: «О кардинальном сдвиге в армянском обществе говорит даже тот факт, что в эти напряженные дни практически никто не зовет на помощь Россию. Более того, подавляющее большинство желает, чтобы армянская армия и власти решили вопрос без помощи РФ. Если о чьей-то поддержке и говорят с удовольствием, то о поддержке со стороны езидов и других братских народов. В эти дни куется новый дискурс в армянстве, который в ближайшем будущем придет на смену хачатурабовяновскому фетишизму и начнет доминировать над всем идейным, создавая новую аксиологию и ценности».
ВПЕРВЫЕ ЭСКАЛАЦИЯ НА ГРАНИЦЕ ПРИВЕЛА НЕ ТОЛЬКО К БЕЗДУМНОМУ ура-патриотизму или стандартному оппозиционному вою, а к реальным обсуждениям серьезнейших проблем во внутриполитической и внешнеполитической повестке страны, планов России и Запада в геополитической игре с «козырной картой карабахского конфликта». Дебаты особенно усилились после речи президента РА 26 сентября. «Последнее заявление Министерства обороны в сущности означало, что Армения более не считает себя связанной какими-либо обязательствами по дальнейшему сохранению режима прекращения огня. Фактически армяно-азербайджанское противостояние вступило в новую фазу. И самое главное – заявление Сержа Саргсяна, что Нагорный Карабах – неотъемлемая часть Армении. Раз посредники не хотят или не могут влиять на Баку, Еревану нет смысла продолжать бессмысленный переговорный процесс, когда Азербайджан постоянно нарушает режим прекращения огня и не хочет достичь решения конфликта. В 1992-1994 гг. трем президентам Азербайджана – Муталибову, Эльчибею и Гейдару Алиеву – доходчиво объяснили, что будет с Азербайджаном в случае продолжения войны. На очереди четвертый – Ильхам Алиев«, – написал журналист Айк Халатян.
В свою очередь политолог Грант Мелик-Шахназарян отметил: «О возможности объединения двух армянских республик президент С.Саргсян давно еще заявил, указав, что Армения пойдет по этому пути в случае провала переговоров. Сегодня он, по сути, сделал первый шаг к этому». Эксперт Вардан Восканян обратил внимание на растерянность бакинских писак: «Элиту» азерпропа бросили на пропагандистский фронт, однако в системе их стереотипов еще нет антитезы заявлению «Арцах – неотъемлемая часть Армении», и для ее разработки этим «светлым умам» понадобится еще довольно долгое время. Очевидно, что в пропагандистской войне армянской стороной успешно реализован метод эффекта неожиданности, который привел к панике и тупику азерпропа. Писакам Апшеронского полуострова дали понять, что пропаганда – это вам не толму жрать».
Война и возможности ее возобновления, устремления противника и заинтересованность мировых акторов, необходимость укрепления армянских позиций на фоне рискованных призывов юзеров к передислокации боевых постов, очередное осуждение блогерами тех СМИ, которые ради рейтинга или в силу некомпетентности сеют панику распространением дезинформации и ложных роликов, – эти темы в основном занимали умы активистов Сети. Лишь Ани Саносян попыталась привлечь внимание френдов к проблеме фермеров, блокировавших ключевые автотрассы грузовиками с урожаем: «По объективным причинам сбыт невозможен: сельчане ценой пота и крови и с бременем кредитов на плечах вырастили виноград, а закупщики в банкроте из-за обвала основного российского рынка, и теперь товар гниет. Кто виноват? Государство, Минсельхоз, который должен был своевременно скоординировать все: рыночная экономика не значит полное отсутствие планового подхода и хаос. Хозяйство без хозяина вести невозможно, и как бы сейчас премьер ни пытался разрулить ситуацию, встречаться с фермерами и закупщиками, проблема остается системной, нужны решения хотя бы на будущее».
Напоследок столь редкую похвалу юзеров заслужил глава аппарата президента Виген Саркисян. «Госкомиссия по координации мероприятий к 100-й годовщине Геноцида армян добилась почти невозможных успехов! Сказать, что комиссия и ее координатор хорошо провели эти мероприятия, – значит ничего не сказать, все было настолько организованно и на таком высоком уровне, что многие страны с куда большим бюджетом не всегда бы справились с подобной задачей. Незабудка добилась цели!» – написал Эдгар Акопян после заседания госкомиссии и подведения предварительных итогов года.

 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            