В Доме камерной музыки прошел концерт ансамбля старинной армянской музыки «Тагаран», в котором приняла участие проживающая в Германии турецкая певица Леман Штейн. Она проникновенно исполнила на армянском языке песни Комитаса, Барсега Каначяна, Роберта Петросяна, Хачатура Аветисяна и была тепло принята публикой. В различных европейских странах Штейн неоднократно принимала участие в армянских программах, задушевно представляя армянское музыкальное искусство.
ИНИЦИАТОР КОНЦЕРТА — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ певцов Нвард Овакимян, чьи творческие и дружеские связи с турецкой певицей установились два года назад благодаря осуществляемой Министерством диаспоры РА программе «Айастан».
Как известно, в этом году во многих городах мира прошли мероприятия, посвященные 100-летию Геноцида армян. В рамках этих мероприятий в Германии концерт с участием Леман Штейн 24 апреля состоялся в Гамбурге. Певица выступила с пианисткой-аккомпаниатором, нашей соотечественницей, ныне проживающей в Германии, Сильвой Фармазян. Запись этого концерта попала в руки Нвард Овакимян. Просмотрев диск, она решила повторить концерт в Ереване и обратилась к руководителю ансамбля «Тагаран», пианисту и дирижеру Седраку Ерканяну, совместно с которым они уже реализовывали несколько музыкальных проектов.
— Когда Нвард обратилась ко мне с такой просьбой, я познакомился с биографией Леман, ее творческой и общественной деятельностью. Оказалось, что в последние годы помимо концертной деятельности она прилагает много усилий по признанию Геноцида армян. Ее порыв был вызван в том числе гибелью Гранта Динка. А между тем «Тагаран» уже готовился к своему очередному концерту, который мы назвали «Келе, лао, келе ерданк мер еркир». Я подумал, что ее выступление было бы созвучно тематической направленности концерта, и с удовольствием принял предложение Нвард. К тому же Штейн поет на армянском языке очень красиво и душевно. На концерте в ее исполнении под аккомпанемент Сильвы Фармазян прозвучали «Дле яман», «Киликия», «Гаруна», «Цирани цар» и другие армянские песни, — рассказал Ерканян.
Леман родилась в Стамбуле, но еще в детстве вместе с родителями переехала в Германию. Ее музыкальные способности проявились рано, и уже в десять лет она пела в хоре и выступала в одной из главных ролей в детской опере «Ежиха и ее женихи» Цезаря Бергенса. Однако в четырнадцать лет девушка вернулась на родину, где продолжила свое музыкальное образование.
— Когда я училась музыке в Стамбульском университете, у меня было много армянских друзей, с которыми я училась, — рассказывает Леман. — Среди них Геворк Давтян, который ныне является директором Стамбульского театра оперы и балета. В студенческие годы у нас был маленький хор, состоявший из студентов-армян, и Геворк обучал нас армянским песням, с которыми мы выступали в основном на праздниках и которые я с тех пор полюбила. Они очень мелодичные и благозвучные. Сейчас песни армянских композиторов есть в моем репертуаре, и я по разным поводам всегда исполняю их.
ПОСЛЕ УЧЕБЫ НА ВОКАЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ СТАМБУЛЬСКОГО университета Леман вновь уехала в Германию, продолжив учебу в Любекском университете. В это же время состоялся ее большой дебют в опере Моцарта «Женитьба Фигаро».
Как в Турции, да и в других странах воспринимают армянскую направленность творчества Леман ее соотечественники, тем более что она не только исполняет армянские народные песни, но и поддерживает усилия по признанию Геноцида армян? На этот вопрос певица ответила так:
«Это для меня большая ответственность. Еще с детских лет слышала о Холокосте и Геноциде. Позже много читала об этом и, будучи турчанкой, стала глубже изучать трагические события 1915 года. Я должна была знать страницы истории своего народа. Из прошлого надо извлекать уроки, чтобы подобные трагедии больше не повторялись нигде в мире. Я против любого насилия, дискриминации, войн. Будущее должно быть мирным, спокойным и наполненным любовью людей по отношению друг к другу. Я часто думаю, что же нужно сделать, чтобы наши страны сотрудничали. В ситуации, когда представители нашей власти не хотят брать на себя ответственность за случившееся, мы, простые люди, должны бороться за справедливость. Я не одна придерживаюсь этих взглядов. Есть большая община, которая разделяет их. Вместе с коллегами и друзьями, являющимися представителями разных национальностей, мы боремся за то, чтобы построить будущее без войн и насилия. Мы хотим мира и спокойствия на Земле. Конечно, все это дается нелегко. В социальных сетях я часто получаю отрицательные отклики о моей деятельности, но это меня не интересует».
Несмотря на критику не только в соцсетях, но и в турецкой печати, Штейн продолжает озвучивать свое мнение и по-своему бороться за справедливость, права человека, в том числе петь армянские песни в церквах различных стран. Напоследок она рассказала о своем происхождении. Оказалось, что в ее роду — выходцы из разных стран. Родители родились в Македонии. Их деды и бабушки из Анатолии отправились на Балканы. Одна ее бабушка из Албании, другая — из Египта.
— Сейчас мне 47 лет, — говорит Леман, — но только совсем недавно я узнала, что дед моего дедушки был христианином, сиротой. Возможно, среди моих предков были и армяне. Тем не менее я — турчанка. Однако это ничего не значит. Сегодня я здесь, потому что очень люблю армянскую музыку. И для меня очень важно, чтобы все люди жили мирно и не было бы между ними вражды.
