Во имя турецкого легпрома
Вот уже который год подряд основным товаром, экспортируемым из Армении в Турцию, являются необработанные шкуры крупного рогатого скота. Так, в прошлом году на их долю выпало почти 83% нашего экспорта: в Турцию вывезли 180,5 тыс. штук таких шкур на сумму около 1,5 млн долларов.
Много это или мало — не суть важно. Важнее то, что местная кожевенная отрасль практически простаивает из-за отсутствия равных возможностей производственников с экспортерами шкур.
ДЕЛО В ТОМ, ЧТО, В ОТЛИЧИЕ ОТ МЕСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ЭКСПОРТЕРЫ в состоянии предложить наибольшую цену при скупке сырой кожи вне зависимости от ее качества. Армянские же кожевенники при всем желании не могут сегодня шагать в ногу с Турцией, являющейся гигантом по производству кожаных изделий, с активно функционирующими свободными экономическими зонами, где бок о бок работают несколько десятков кожевенных фабрик. И они, как пылесос, могут смести имеющийся сырьевой запас в нашей стране, причем по любым ценам и любого качества.
Первым шагом на долгом пути развития местной кожевенной отрасли, как считает основатель и директор кожевенного предприятия Leather Art Левон ХОРОЗЯН, должно стать введение ограничений на экспорт кожи из Армении. Аналогичного мнения придерживается и собственник Ереванского кожевенного завода Вардан КИРАКОСЯН, добавляя, что установление высоких таможенных пошлин для экспорта тоже может стать решением вопроса.
Слегка тронувшийся лед
При таком раскладе, уверены производственники, через определенное время по цепной реакции начнет развиваться также обувная промышленность Армении, обеспечив не только потребности внутреннего рынка, но и экспорт отечественной продукции на зарубежные рынки.
СВОИ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ НЕОДНОКРАТНО ОЗВУЧИВАЛИ В МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИКИ. В ответ они вначале слышали только то, что Армения является членом Всемирной торговой организации, из-за чего не могут быть применены таможенные пошлины, ужесточающие экспорт.
Годы шли. Ситуация не менялась. Но представители кожевенной отрасли на всех обсуждениях в Минэкономики (в рамках так называемого государственно-частного сотрудничества) вновь и вновь поднимали этот перезревший вопрос. И вдруг лед тронулся, приняв форму нового законопроекта, который мог бы наконец-то расставить все точки над «i».
Но тронувшийся лед столкнулся с новым препятствием: законопроект попросту застрял на столе у правительства в ожидании окончательной доработки, одобрения и утверждения в НС.
— Законопроект мы отправили на рассмотрение правительства этим летом. Задержки (как при разработке, так и утверждении документа) обусловлены тем, что сразу несколько ведомств должны внести свои предложения и дополнения. Ведь законопроект касается не только внедрения пошлины на вывоз шкур, но и затрагивает вопрос отмены подоходного налога при покупке необработанных шкур, — пояснил в беседе с нами начальник управления промышленной политики Министерства экономики Армен Еганян.
Один плюс два
— Изначально законодательный пакет, — продолжил наш собеседник, — состоял из трех компонентов. По первому из них предусматриваются изменения в законе «О кассовых операциях», дающие возможность предприятиям кожевенной отрасли приобретать необработанные шкуры у сельчан за наличные деньги, как, например, это могут сделать виноделы при скупке винограда. Ранее кожевенники были ограничены размером сделки по налу в пределах 300 млн драмов в месяц. Теперь же эта планка может быть отменена, по крайней мере по этой части законопроект уже одобрен в НС во втором чтении.
ТЕПЕРЬ ДЕЛО ОСТАЛОСЬ ЗА ВТОРЫМ И ТРЕТЬИМ КОМПОНЕНТАМИ, которые относятся соответственно к вопросам внедрения пошлины при экспорте необработанных шкур крупного рогатого скота из Армении и отмене подоходного налога.
— Конечно, внедрение пошлины на вывоз шкур может стать стимулом для развития местной кожевенной отрасли. Но только дополнительным стимулом, потому что даже из имеющегося сейчас сырья при желании можно получить готовый продукт и работать. Тот же Ереванский кожевенный завод работал некоторое время, произвел недавно продукцию, часть сумел реализовать, а часть — нет. То есть вопрос в том, чтобы производственники в первую очередь обратили внимание на рынки сбыта своей продукции. Если они смогут решить, где и кому продавать кожу, то проблема развития отрасли решится быстрее, — высказал свою точку зрения представитель Минэкономики, добавив, что говорить о том, что отрасль не развивается, потому что государство опаздывает с внедрением пошлины, не совсем правильно.
Для чего Минэкономики?
Далее г-н Еганян предложил рассмотреть сценарий, при котором пошлина внедрена и теперь уже местные кожевенники, став по сути монополистами на рынке, будут выбирать для своего производства исключительно качественные шкуры.
— А ЧТО ДЕЛАТЬ С ОСТАЛЬНЫМИ? — ВОПРОШАЕТ ОН. — ЗНАЧИТ, НАДО НАЙТИ оптимальный вариант, устраивающий как фермеров, так и производителей.
Правильно, нужно обязательно найти такой вариант. Для этого и существует Минэкономики, которому как раз и следует разработать различные сценарии развития событий. Производители в свою очередь уверяют, что готовы заключить соответствующий договор с государством о том, что они обязуются скупать у фермеров сырье в таком-то объеме и по такой-то цене. А заодно отмечают, что в Армении нет такого количества фермерских хозяйств с многочисленным поголовьем скота, чтобы предложение необработанного сырья превышало спрос на него.
Что касается некачественных шкур, то даже если предположить, что крестьянину не удастся продать шкуру животного, серьезных убытков он не понесет. Потому что при убое животных для поставок мяса удельный вес сырой шкуры составляет всего лишь 2-3% общей стоимости, не являясь столь уж существенным для фермера в плане получения прибыли.
Профанация нашего экспорта
В итоге вопрос — почему государство медлит с пошлиной? — остается висеть в воздухе. Можно предположить, что утверждение законопроекта тормозит Минфин из-за отмены подоходного налога при покупке сырья.
НО ВЕДЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ от этого будет гораздо выше, поскольку дальнейшее развитие отрасли в перспективе может обеспечить еще большее налоговое поступление в госказну. А может, экспортеры сырья лоббируют в правительстве свои интересы?
— Могу официально заявить, что подобного нет и экспортеры не тормозят принятие документа. Просто законопроект требует комплексного решения, и мы должны руководствоваться этим, — заверил начальник управления промышленной политики Минэкономики.
А как насчет национальных интересов? Кто решил, что наш сырьевой экспорт в Турцию — это нормально? Почему то же правительство не задумывается о принятии комплексного решения по поводу изменения торгового дисбаланса с Турцией, импорт которой в Армению в прошлом году в 155 раз превышал экспорт в эту страну? Неужели это и есть диверсификация экспорта в понимании местных чиновников?