Логотип

«ВАЖНО СОХРАНИТЬ СТАБИЛЬНОСТЬ И ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ЭКОНОМИКИ», —

заявил управляющий директор и член правления Банка БТА Георгий ИОСИФЬЯН
— Георгий, расскажите о вашем банке и о том, что вас привело в Армению.
— Банк БТА (бывший банк ТуранАлем) — не только крупнейший банк Казахстана, но и крупнейший банк СНГ, включая Россию, без участия госкапитала. По размеру своих активов и капитала мы уступаем лишь трем госбанкам России — Сбербанку, Газпромбанку и ВТБ. В 2007 году наши активы достигли почти 26 миллиардов долларов США, а чистая прибыль превысила $600 миллионов. А по масштабу глобальности и географической диверсификации мы, пожалуй, банк номер один, т. к. БТА присутствует почти во всех странах СНГ, имеет представительства в Лондоне, Дубае и Китае, где мы открываем Китайский дочерний банк, а также в Турции, где мы приобрели значительный акционерный пакет в ШекирБанке, входящем в топ 20 банков. В 2007 году рядом авторитетных финансовых организаций Банк БТА был признан лучшим банком в странах СНГ, также мы получили ряд международных призов как лучший банк по сделкам торгового финансирования и сделкам на международных рынках капитала. В Армении у нас имеется дочерний банк — БТА ИнвестБанк, по вопросам стратегии развития которого я и приехал в республику.
— Насколько мне известно, вы давно не были на родине и это ваш первый приезд за долгие годы. Какое впечатление на вас произвели перемены, произошедшие в стране?
— Вы правы, на родине я не был достаточно давно. Но за последние три года это мой четвертый приезд, и каждый раз я все больше приятно удивляюсь, убеждаясь в экономическом росте страны и темпах ее развития. По моему мнению, руководству республики во главе с Робертом Кочаряном и Сержем Саркисяном удалось сделать для Армении то, что Владимир Путин сделал для России, а именно — создать стабильность и предсказуемость экономики, обеспечить ее значительный рост и создать привлекательные условия для инвестиционного капитала. Темпы развития ВВП в размере 10-12% за последние годы не могут не впечатлять.
— Каковы планы банка в Армении?
— Недавно состоялась встреча председателя Совета директоров БТА г-на Мухтара Аблязова с премьер-министром РА г-ном Сержем Саркисяном, которая произвела на Мухтара Аблязова большое впечатление. Как он рассказал мне, Серж Саркисян прекрасно понимает, какие задачи стоят перед республикой, и видит пути решения этих задач, обладает конкретной и реалистичной программой, способной привести к процветанию Армении. Такая характеристика в устах человека, создавшего такой финансовый гигант, как Банк БТА, — весьма серьезный факт. После этой встречи мне было дано поручение приехать в Армению, чтобы более детально ознакомиться с ситуацией и подготовить предложения акционерам БТА.
— И каковы ваши возможные предложения?
— О конкретике говорить пока рано, нужны время и холодный финансово-инвестиционный расчет. Одно могу сказать четко: если нынешняя политика руководства страны будет продолжена, планы, обрисованные премьер-министром, будут воплощаться в жизнь и мы увидим преемственность сегодняшней стабильности и предсказуемости, мы будем более комфортны в решениях по расширению нашей инвестиционной деятельности. Капитал, как известно, не любит риски, и я считаю — это мое личное мнение как банкира и финансиста, — что в нынешних условиях только Серж Саркисян и его команда способны обеспечить условия для снижения рисков и повышения стабильности.
— Судя по вашей фамилии — Иосифьян, вы карабахский армянин. . . Не этим ли объясняется ваш выбор кандидата?
— Да, мои родители — карабахские армяне, и я горжусь этим, как горжусь своей фамилией. Недаром старшего брата моего отца, Андраника Иосифьяна, в свое время прозвали Электрикосом всех армян. Но поверьте, Карабах здесь ни при чем. Я банкир, т. е. человек прагматичный и расчетливый, и моя задача состоит в наиболее эффективном управлении капиталом и повышении акционерной стоимости. И только исходя из расчетов такого рода я считаю, что единственный кандидат в президенты, способный создать экономический и инвестиционный климат, привлекательный для вхождения в Армению капитала, — это Серж Саркисян, других я не вижу. Для меня другие — это риски, непредсказуемость, нестабильность, отсутствие четкой и обоснованной экономической программы развития. Это не может нравиться. Как гражданин Армении, я сделал свой выбор.
— Какие у вас состоялись встречи и какие обсуждались вопросы?
— Встреч было много, но хотелось бы остановиться на двух. Первая — это моя встреча с министром транспорта и связи Андраником Манукяном. Я впервые встретился с ним два года назад, когда, будучи вице-президентом российского "Альфа-Банка", приезжал на переговоры по вопросу приобретения телекоммуникационной компании "АрменТел" для компании группы "Альфа — Вымпелком". Г-н Манукян тогда расположил к себе глубоким пониманием довольно сложного механизма стратегии развития и тонкостей ценообразования и прибыли мобильных и телекоммуникационных сегментов экономики. Он оказался очень жестким переговорщиком. Свою партию он сыграл блестяще и при продаже "АрменТел" добился максимально выгодных для интересов страны и клиентов "АрменТел" условий.
Вторая встреча, которую я хочу отметить еще и потому, что она очень важна для всякого инвестора-нерезидента, — это встреча с генеральным прокурором Армении Агваном Овсепяном. Он оставил впечатление человека принципиального и бескомпромиссного, основная задача которого — четкое соблюдение конституционного и правового законодательства. С данной встречи я вышел с твердой уверенностью, что интересы любого инвестора — как резидента, так и нерезидента — будут строго соблюдаться и обеспечиваться, если данный инвестор действует в рамках армянских законов. Он прекрасно понимает, что Армении нужны инвестиции, а инвесторам необходима уверенность в действенности законов в стране, в которую они инвестируют, и это радует.
— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
— Мы все сейчас находимся в преддверии важных политических событий, которые могут оказать долговременный и глубокий эффект на будущее страны, наше будущее и будущее наших детей. Я хочу пожелать, чтобы каждый гражданин Армении с надеждой и уверенностью смотрел в завтрашний день и, каким бы он ни был пессимистом, в день выборов пошел на избирательный участок и отдал свой голос за будущее Армении. И еще я хотел бы, чтобы каждый армянин задал себе вопрос: какой он помнит Армению в 90-е годы и какой видит ее сейчас? И второй вопрос: каким он хочет видеть свое завтра — завтра, которое лучше чем сегодня, или завтра, похожее на 90-е годы, т. е. совершенно непредсказуемое? Выбор за вами!